Конспект логопедического занятия с заикающимися детьми на этапе отраженной речи план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему. Конспект занятия по коррекции заикания у детей старшего дошкольного возраста «Зоопарк Конспекты логопедических зан

  • Фронтальные
  • Подгрупповые
  • Индивидуальные
  • Конспекты индивидуальных занятий.

    Для большего удобства воспользуйтесь Поиском.

    Биглова О.В. Звуки [ш] и [с]. Автоматизация и дифференциация. Конспект индивидуального занятия с использованием песочной терапии.

    Жамбалова Е.M. Автоматизация звуков «В», «Д», «С» в слогах, словах, предложениях. План индивидуального логопедического занятия с ученицей 4 класса с тяжелым нарушением интеллекта, F71. (Специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат VIII вида.)

    Горбунова Е.Ф. Автоматизация звука Ч в словах и фразах.
    Дизартрия — наиболее сложный речевой диагноз, встречающийся у дошкольников. Помимо трудности артикуляции, есть ещё и проблема автоматизации звуков в речи. Этот процесс длительный и сложный. Опыт работы показал, что у некоторых детей с диагнозом дизартрия, нелегко автоматизируется звук Ч.

    Иванова Л.В. «Подготовка к полёту на Марс». Конспект индивидуального занятия по автоматизации звуков [с] и [з].

    Иванова Л.В. «Путешествие в страну «Правильной речи». Конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения на тему: автоматизация звука [Ш].

    Козионова Л.В. «Зимняя сказка» Конспект индивидуального занятия по автоматизации и дифференциации звуков «Р» и «Рь».

    Кузьменко И.А.Волшебные очки Гудвина. Конспект индивидуального занятия. Автоматизация звуков «Зь» («Ль»).

    Кузьменко И.А.Приключение в Шахматной стране. Конспект индивидуального занятия. дифференциация звуков «Р»-«Л»

    Кузьменко И.А. Путешествие в желтую страну. Подгрупповое занятие для детей старшего возраста.

    Харченко Е.Н. Инсценировка по сказке «Змея и Машенька». Элементы театрализованной деятельности в условиях дошкольного логопункта. Автоматизация звука [ш].

    Шептунова В.К. «Домашние животные». Подгрупповое занятие в подготовительной группе компенсирующей направленности.

    Конспект индивидуального занятия по коррекции заикания и звукопроизношения «Звуковые качели». Тема: «Дифференциация звуков [ш]-[ж]».

    Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

    Конспект индивидуального занятия по коррекции заикания и звукопроизношения

    Тема: « Дифференциация звуков [ш]-[ж]».

    Цели: развивать длительный плавный выдох, дифференцировать звуки [ш]-[ж], развивать фразовую и самостоятельную речь на плавном выдохе, продолжать обучать напряжению и расслаблению мышц ног, рук, корпуса; продолжать учить спрягать глаголы в прошедшем времени, строить распространенные предложения, упражнять в восприятии и воспроизведении трёхсложных слов, развивать фонематический слух, навык звукового анализа, развивать мелкую моторику; воспитывать усидчивость, наблюдательность, внимание и самоконтроль.

    Развивающая среда: картинки-символы, предметные картинки, сюжетная картинка, мозаика, касса букв, пеналы для звукового анализа слов.

    Логопед показывает картинки-символы и ребёнок произносит тот звук, которому соответствует предмет, изображённый на картинке. Гусь: ш-ш-ш… Жук: ж-ж-ж… Змея: ш-ш-ш… и т.д.

    Логопед обращает внимание на тактильное ощущение при произношении звуков.

    Игра «Добавь слог»

    Логопед произносит начало слова, а ребёнок добавляет слог –ша- или

    4. Игра «Какое слово у тебя получилось»

    Логопед предлагает заменить в слове первый звук на звуки [ш] или [ж].

    5. Релаксация «Кораблик».

    Стало палубу качать! Ногу к палубе прижать!

    Крепче ногу прижимаем. А другую – расслабляем!

    (Упражнение выполняется сначала для правой ноги, потом для левой).

    Снова руки на колени, а теперь немного лени…

    Напряжение улетело – и расслаблено всё тело…

    Наши мышцы не устали – и ещё послушней стали!

    Дышится легко… ровно… глубоко…

    6. Упражнение «Измени по образцу».

    Логопед предлагает изменить каждое предложение по образцу. Нацеливает на самоконтроль за произношением звуков [ш]-[ж].

    Образец: Я шил(а) жакет.

    Я вяжу пушистый шарф.

    Я дружу с Лёшей.

    Я шью одежду малышу.

    Логопед произносит предложения. Ребёнок их запоминает и повторяет.

    Тают снежинки в ладошках у Мишки.

    Слишком много ножек у сороконожек.

    Одежды шью и ткань всегда тку.

    За окошком Маша услышала шум дождя.

    Лёша положил ёжика в шапку

    Машина бабушка живёт на шестом этаже большого дома.

    На лужайке душистый жасмин.

    8. Физкультминутка «Я цветы в саду сажаю».

    Я цветы в саду сажаю. Ребёнок имитирует движения.

    Их из лейки поливаю.

    Астры, лилии, тюльпаны Ребёнок «превращается» в цветы.

    Выше, выше вырастают. Ребёнок «растёт».

    9. Игра «Предложение «растёт».

    Логопед произносит первое предложение. Каждое последующие предложение ребёнок увеличивает на одно слово (логопед оказывает помощь по мере необходимости).

    Я гляжу в окошко.

    Я гляжу в окошко на ёжика.

    Я гляжу в окошко на смешного ёжика.

    Я сижу и гляжу в окошко на смешного ёжика.

    10. Составление рассказа по сюжетной картинке «Миша и ёжик».

    Ребенок рассматривает картинку. Логопед предлагает составить рассказ по плану.

    2. Кто нарисован?

    3. Что происходи?

    4. Как поступит Миша?

    11. «Я выкладываю букву».

    Ребёнок выкладывает из мозаики разного цвета буквы «Ш» и «Ж».

    12. Игра «Выложи слово».

    Ребёнок выбирает из предложенных картинок одну. Чётко произносит, что на ней нарисовано. Выкладывает из разрезных букв и выполняет звуко-слоговой анализ.

    13. Итог занятия.

    • Гордиенко Татьяна Петровна
    • 13.02.2016
    • Номер материала: ДВ-450367

      Свидетельство о публикации данного материала автор может скачать в разделе «Достижения» своего сайта.

      Не нашли то что искали?

      Вам будут интересны эти курсы:

      Вы первый можете оставить свой комментарий

      Благодарность за вклад в развитие крупнейшей онлайн-библиотеки методических разработок для учителей

      Опубликуйте минимум 3 материала, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную благодарность

      Сертификат о создании сайта

      Добавьте минимум пять материалов, чтобы получить сертификат о создании сайта

      Грамота за использование ИКТ в работе педагога

      Опубликуйте минимум 10 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО

      Свидетельство о представлении обобщённого педагогического опыта на Всероссийском уровне

      Опубликуйте минимум 15 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данное cвидетельство

      Грамота за высокий профессионализм, проявленный в процессе создания и развития собственного учительского сайта в рамках проекта «Инфоурок»

      Опубликуйте минимум 20 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

      Грамота за активное участие в работе над повышением качества образования совместно с проектом «Инфоурок»

      Опубликуйте минимум 25 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

      Почётная грамота за научно-просветительскую и образовательную деятельность в рамках проекта «Инфоурок»

      Опубликуйте минимум 40 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную почётную грамоту

      Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

      Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

      Конспекты индивидуальных логопедических занятий при заикании

      Результаты наблюдений и анализа занятий студент регистрирует в тетради для лабораторных занятий в следующем порядке:

      Дата и время наблюдения (начало, конец), средняя, старшая, подготовительная к школе группа №___ для заикающихся детей.

      Название, тема, цель, план занятия

      Для удобства наблюдения и анализа занятия студент ведет свои записи по следующей схеме:

      Примерная схема анализа логопедического занятия

      1. Подготовка плана и конспекта занятия, использование консультаций, литературы, степень освоения конспекта, знание состава детей группы.

      2. Соответствие темы, цели и содержания занятия программе, перспективному плану работы, речевому профилю и возрасту детей данной группы; дозировка нового материала, связь изучаемого материала с предыдущим и последующим, правильность подбора лексического материала, единство коррекционных, образовательных и воспитательных задач.

      3. Организация занятия: количество детей, эстетичность обстановки, оборудование занятия, качество наглядных пособий и дидактического материала.

      4. Структура занятия: основные этапы занятия, их логическая последовательность, четкость перехода от одного этапа занятия к другому, продолжительность всего занятия и его этапов, своевременность проведения физкультминутки, подведение итогов занятия, соответствие фактического хода занятия запланированному, отступления от конспекта, их причины.

      5. Методы и приемы обучения: разнообразие, взаимосвязь, обоснованность, приемы привлечения внимания детей, обеспечение эмоциональности и интереса, приемы активизации познавательной деятельности, опора на разнообразные формы активности (слуховую, зрительную, двигательно-моторную) с целью предупреждения утомляемости детей, методика использования оборудования, сочетание индивидуальной и фронтальной работы, воспитательные моменты, применение специальных методических приемов, контроль за речью детей, выявление и своевременное исправление допущенных ошибок, адекватность предъявляемых требований с учетом речевых возможностей и особенностей личности каждого ребенка, доступность и четкость формулировки вопросов, наводящие вопросы, подсказывающий характер вопросов, включение элементов рациональной психотерапии.

      6. Качество работы, речь и поведение детей в процессе занятия, заинтересованность, активность, сосредоточенность, устойчивость их внимания в начале занятия и на остальных этапах, причины отклонений в поведении и деятельности детей, проявления заикания и их причины, качество знаний, умений и навыков, полученных и закрепленных детьми на занятии.

      7. Характеристика логопеда. Контакт с группой, умение организовывать детей для работы, повышать их активность, интерес и внимание, умение найти правильный подход к отдельным детям с учетом их индивидуальных способностей, настойчивость в достижении цели, педагогический такт. Внешний вид и речь логопеда (доступность, логичность, эмоциональность и краткость речи логопеда, дикция, сила голоса, темп, ритм, интонационная выразительность речи).

      8. Результаты занятия (выполнение плана, достижение цели, эффективность использования приемов).

      9. Педагогические выводы и предложения (положительные стороны и недостатки занятия, предложения по закреплению положительных сторон и рекомендации по дальнейшему совершенствованию).

      Специфика индивидуальной работы с заикающимися детьми

      Ирина Александрова
      Специфика индивидуальной работы с заикающимися детьми

      По статистическим данным обследования детей за последние 5 лет на момент зачисления в группу выявлены следующие показатели :

      55% детей с тоно – клоническим заиканием ;

      30% детей с клоно – тоническим заиканием ;

      15% – с клоническим заиканием .

      40% детей с тяжелой степенью выраженности, 51% — со средней степенью выраженности, 9% детей со слабой степенью выраженности дефекта.

      Заикание осложнялось

      У 60% детей – ОНР 3 уровня;

      У 38% детей – ФФНР;

      Для всех детей характерны нарушения темпо-ритмической стороны речи,

      Широко представлен програмно – методический комплекс, используемый для индивидуальной логопедической работы с заикающимися детьми .

      «Программа логопедической работы с заикающимися детьми » С. А. Мироновой

      Методика Л. З. Андроновой — Арутюнян «Как лечить заикание » ,

      Технология И. Г. Выготской, Е. Г. Пеллингер, Л. П. Успенской «Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях»,

      В. И. Селивёрстова «Речевые игры с детьми » ,

      С. Дубровской ,

      М. Ю. Картушиной «Логоритмические занятия с детьми 5-6 , 6-7 лет» ,

      Н. Ю. Костылевой «Покажи и расскажи» .

      И. А. Агаповой, М. А. Давыдовой

      Изучив данную методическую литературу, структуру нарушений речи детей, была определена цель индивидуальных занятий – гармоничное формирование речи и личности заикающихся детей .

      o развивать и совершенствовать навыки речи, свободной от заикания ;

      o развивать речевое дыхание, правильную, не напряженную голосоподачу и артикуляцию;

      o развивать общую, тонкую моторику;

      o совершенствовать просодические компоненты речи;

      o воспитывать у детей правильное поведение в коллективе и социуме.

      Компоненты чётко показывают специфику индивидуальной работы :

      Обучение расслаблению и релаксации

      Нормализация общей, тонкой и речевой моторики

      Тренировка плавной техники речи

      Развитие мимики, просодики

      Формирование и совершенствование правильного общего и речевого поведения

      В соответствии с требованиями Программы, в группах для детей с заиканием ежедневно проводятся индивидуально – подгрупповые занятия, длительностью 10-15 минут.

      Индивидуальная коррекционная работа делится на 3 этапа :

      Формирование мышечного расслабления по контрасту с напряжением отдельных частей тела и всего тела на слово – символ «пять» .

      Постановка диафрагмального дыхания, обучение сочетанию длительного выдоха с расслаблением.

      Обучение плавной артикуляции гласных звуков на мягкой атаке голоса.

      Обучение правильным движениям пальцев ведущей руки.

      Воспитание смелой, не принуждённой позы, уверенного взгляда.

      Наблюдая ребёнка во время приступа заикания , можно видеть , как напрягаются все мышцы лица, органы дыхания, корпуса, рук, ног, так как напряженные мышцы «не управляемы» . При устранении заикания индивидуально проводятся упражнения, которые успокаивают, снимают эмоциональное напряжение.

      В комплексах расслабляющих упражнений мы используем общепринятую технологию И. Г. Выготской, Е. Г. Пеллингер, Л. П. Успенской «Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях». Авторы предлагают обучать расслаблению с помощью предварительных упражнений для напряжения определённых мышц.

      В начале, дети учатся напрягать и расслаблять наиболее знакомые, крупные мышцы рук, ног, корпуса, шеи, нижней челюсти.

      Например, детям предлагается с силой сжать кулачки, затем расслабиться, объясняя при этом, что только мягкие руки могут легко выполнить любое действие по нашему желанию.

      В дальнейшем, при выполнении каждого упражнения, обращается внимание на то, как приятно состояние не напряженности, спокойствия.

      Обучая детей расслаблению, логопед сравнивает тело с тряпичной куклой, мягкий живот — со сдутым шариком, шею и голову – с мячиком на воде и пр.

      Учёными установлено, что при достаточно полном расслаблении мышц снижается уровень бодрствования головного мозга и человек становится более внушаемым. Успешное овладение детьми мышечным расслаблением даёт возможность перейти к целенаправленному внушению, т. е. воздействие на их волю и сознание словом.

      У заикающихся дыхание поверхностное, аритмичное, укорочены вдох и

      выдох. Цель тренировки правильного речевого дыхания на индивидуальных занятиях – выработка длительного плавного выдоха, чёткая и ненапряжённая артикуляция. Тренировка речевого дыхания, улучшение голоса и уточнение артикуляции проводятся одновременно.

      И. Г. Выготской, Е. Г. Пеллингер, Л. П. Успенской,

      В. И. Селивёрстова,

      С. Дубровской «Знаменитая дыхательная гимнастика Стрельниковой» ,

      Установлено, что наиболее правильным, удобным для речи является диафрагмально-рёберное дыхание, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и подвижных рёбер. При постановке речевого дыхания приучаем детей делать вдох ртом, через немного приоткрытые губы (щелинку) . Приоткрытый рот позволяет снять мышечное напряжение челюсти, гортани и является естественным началом свободной речи. После вдоха приучаем делать небольшую паузу и последующий длительный, плавный выдох. Продолжительность вдоха и выдоха должны быть одинаковыми.

      Контролировать правильное речевое дыхание помогает ладонь, положенная ребёнком, на область диафрагмы.

      Ежедневно с детьми проводится фонетическая гимнастика.

      Звуковой массаж, т. е. пение с движениями рук – это самый простой и доступный способ профилактики, оздоровления ребенка, устранения неравномерностей развития голоса.

      Звуки а – массажирует область груди,

      и – вибрируют глотку,

      ы – головной мозг,

      э о у – лёгкие, сердце, печень, желудок,

      м – вибрация лёгких, бронхов, трахеи,

      б д к – при произнесении на твёрдой атаке, способствуют

      р в сочетании с гласными помогает при астме.

      Красивые, пластичные руки, активные, широкие движения, положительные эмоции – все это оказывает благотворное влияние на психологическое и физическое здоровье детей.

      С первых индивидуальных занятий проводится работа по нормализации

      общего и речевого поведения, так называемая «Поза пять» , поза смелого человека. Детям объясняется, что такой человек стоит спокойно, слегка раздвинув ноги, расслабленно, рот чуть приоткрыт, смело смотрит в глаза. (Сравнивается с молодым деревцем)

      Создаются различные игровые ситуации, где дети могут подвигаться, но по сигналу педагога, когда они слышат громкое, протяжное ПЯТЬ, должны встать в соответствующую позу.

      В дальнейшем, перед началом и в конце речевого высказывания педагог

      произносит ПЯТЬ, тем самым приучая детей контролировать расслабление в речевом процессе.

      Движения пальцев руки помогают детям расслабиться, медленно и плавно начать речевой акт, выделить логическое ударение во фразе, задают темп и по — слоговой ритм речи.

      Для более эффективной работы педагогами нашей группы разработан специальный тренажёр .

      В начале коррекционной работы основные упражнения отрабатываются индивидуально .

      2 этап индивидуальной работы .

      Закрепление полученных у детей навыков.

      Обучение синхронизации речи с движениями пальцев ведущей руки.

      Работа над выразительностью речи на заученных текстах.

      Воспитание смелого речевого поведения.

      Детская релаксация проводится с использованием технологий Выготской, Пеллингер, Успенской, а также Агаповой, Давыдовой «Весёлая психогимнастика, или как научить ребёнка управлять самим собой»

      Для детей релаксация представлена, как особая игра. Внушение проводится в виде рифмованного текста, который понятен и легко запоминается детьми . Впоследствии многие дети пользуются ими самостоятельно.

      Опыт показывает, что в результате применения релаксации у многих детей наладился сон, они стали более уравновешенными, спокойными.

      3 этап индивидуальной работы .

      Автоматизация навыков речи с рукой на занятиях. Введение формул правильной речи.

      Совершенствование выразительности речи.

      Проведение речевых тренировок с постепенным усложнением ситуации общения.

      В конце первого года обучения вводятся формулы правильной речи, что несомненно служит детям напоминанием построения предложений, спокойного поведения.

      На втором году обучения больше внимания уделяется просодическим компонентам речи в различных ситуациях общения, совершенствованию общего и речевого поведения. Индивидуальные тренировки проходят в кабинете логопеда, группах детского сада, на улице, в учреждениях социума.

      Вывод : Данная специфика помогает детям с ОВЗ индивидуально совершенствовать технику речи без заикания , способствует в дальнейшем нормализации речевого высказывания, психофизического состояния и социального поведения детей.

      Анкета по гендерному воспитанию Уважаемые родители! Анкетирование проводится с целью подготовки к родительскому собранию в нашей группе на тему «Мальчики и девочки – два.

      Конспект занятия с обучающимися 1-го класса «Учимся быть внимательными» Занятие для учащихся 1-х классов на тему: «Учимся быть внимательными» Цель: формирование представления о психических процессах внимания.

      Независимый сайт о заикании

      Схема логопедической работы с детьми в амбулаторных условиях

      Предлагаемые схемы занятий обозначают основные этапы последовательной логопедической работы . Не подменяя творческой работы логопеда, они являются отражением единых требований для всех заикающихся. Эти схемы служат для упорядочения, системности и целенаправленности логопедических занятий.

      В предлагаемой системе логопедической работы в амбулаторных условиях учтен накопленный опыт в современной логопедии. В то же время к числу ее особенностей можно отнести следующие:

      а) Логопедические занятия с заикающимися прежде всего строятся в зависимости от разных речевых возможностей каждого заикающегося, а не от сложности только речевых упражнений.

      Опора на сохранные участки речи в коррекционной работе с заикающимися позволяет одновременно использовать разработанные за многие годы разные системы последовательно усложняемых речевых упражнений, а также использовать сохранные речевые возможности каждого заикающегося отдельно.

      Выявленный порог (уровень) свободной речи у заикающихся позволяет определять задачи трех этапов логопедических занятий с ними: подготовительного (работа ведется на имеющихся сохранных, здоровых участках речи), тренировочного (постепенное наступление на «больные участки речи») и закрепительного (закрепление приобретенных речевых навыков в повседневной деятельности с постепенным уменьшением речевых занятий).

      б) Наряду с последовательным усложнением собственно речевых упражнений предусматривается постепенное нарастание сложности речевых ситуаций .

      Исходя из знания факторов, влияющих на проявления пароксизмов заикания, в нашей системе предусматриваются разные стороны последовательного усложнения собственно речевых упражнений (степени ее самостоятельности, подготовленности структурной сложности, ритмичности, громкости) и речевых ситуаций (в зависимости от общественного окружения, обстановки, форм деятельности). Система логопедических занятий с заикающимися дошкольниками тесно увязывается с возрастными особенностями детей и задачами программы воспитания их в детских садах.

      в) В предлагаемой системе логопедической работы предусматривается регулярное и обязательное использование магнитофона, определяются задачи и последовательность магнитофонных занятий с заикающимися.

      г) Учитывая возможности и необходимость логопедической подготовки родителей заикающегося ребенка, в описанной ниже системе находит место определенное и постоянное участие родителей на разных этапах логопедических занятий с детьми .

      В логопедических кабинетах и пунктах занятия с заикающимися детьми проводятся 2-3 раза в неделю по 40-60 минут каждое. Курс занятий рассчитан на 3-4 месяца. Это составляет 32- 36 занятий. Обследование и отбор детей так же, как и первичная магнитофонная запись, проводятся до начала занятий.

      Подготовительный период ориентировочно составляет 7-8 занятий. Для дома это период щадящего режима, когда для ребенка должна быть создана максимально спокойная обстановка, организовано правильное отношение к нему окружающих, установлен твердый режим дня, по возможности ограничено речевое общение с окружающими, полностью исключена фиксация на случаях заикания. Все речевые упражнения в кабинете и дома логопед проводит, опираясь на здоровые участки речи заикающегося ребенка .

      Содержание работы логопеда будет определять следующее. Стимуляция каждого ребенка на активную работу над своей речью и поведением. Для этого на первое занятие логопед приглашает несколько детей из числа тех, кто уже раньше занимался в логопедическом кабинете и был выписан с хорошими результатами. Пришедшие рассказывают о том, какая у них была раньше речь, как они добились устранения ее недостатков (упорство, настойчивость, обязательное выполнение заданий и советов логопеда и т.д.). На таком занятии может быть использован магнитофон с демонстрацией речи детей до начала курса логопедических занятий и после завершения его. Для старших детей могут зачитываться выдержки из писем бывших заикающихся . У начинающих занятия, таким образом, воспитывается острое желание упорным трудом, системой специальных упражнений добиваться красивой, свободной речи, вызывается чувство веры в силы логопеда, уверенность в благоприятном исходе специальных занятий.

      Кроме того, на первом-втором занятии логопед знакомит детей с организационными особенностями предстоящих занятий: сообщает о расписании занятий, о необходимых для занятий пособиях, знакомит детей друг с другом, выявляет особенности их поведения в кабинете, рассказывает, из чего будут состоять предстоящие занятия, что из себя представляет красивая, правильная речь, проводится демонстрация такой речи (это может быть образец речи логопеда или прослушивание пластинок с выступлениями артистов, мастеров художественного слова; материал должен соответствовать возрасту детей).

      С первых же занятий разучиваются речевые зарядки: произнесение гласных звуков, их сочетаний с согласными, разучивание стихов в сопровождении с движениями рук и ног, имитацией движений, соответствующих содержанию текста, проговаривание автоматических рядов (счет, дни недели, месяцы и пр.), заучивание психотерапевтических текстов для утреннего (после сна) и вечернего (перед сном) проговаривания. Например (утром): «Я сегодня хорошо выспался. Я хорошо отдохнул. У меня очень хорошее настроение. Я спокоен, бодр, весел. Меня ожидает сегодня много интересных дел. Я помню, что учусь говорить красиво. Я помню все советы логопеда. Я буду сегодня стараться говорить красиво и выразительно. Я уверен, что научусь говорить так, как говорят артисты». (Вечером): «Я сейчас буду спать. Сегодня у меня был очень интересный день. Весь день у меня было хорошее, радостное настроение. Я был спокоен и говорил хорошо. Я говорил так, как меня учат на занятиях. Я теперь всегда буду стараться говорить правильно и красиво. Я сейчас буду спать. А завтра встану бодрый, с хорошим настроением. Завтра меня тоже ожидает интересный день. Я снова буду следить за своей речью. Я научусь говорить красиво, как артисты».

      Тексты для самовнушения логопед составляет в зависимости от возраста детей, с некоторыми видоизменениями они могут, предвосхищая логопедическое занятие, настраивать детей на выполнение задач этого занятия. Тексты могут повторяться ребенком один или несколько раз.

      Одновременно с разучиванием речевой зарядки для детей раскрываются понятия о красивой, правильной речи , из каких компонентов она складывается: звучность, выразительность, неторопливый темп и плавность, развернутость фразы, но без лишних звуков и слов, правильное поведение в момент разговора (свободное, непринужденное, спокойное, не суетливое, без вспомогательных движений).

      Дети учатся следить за тем, как говорят их товарищи и они сами. Но при этом без фиксации на возможных запинках! Внимание должно быть обращено только на вышеназванные стороны речи и поведения. Фиксация на правильной речи!

      Элементы правильной речи тренируются в этот период у ребенка на здоровых участках речи. Это позволяет свести к минимуму возможные запинки у него и в то же время все внимание уделить логопедическим требованиям к речи.

      В этот период у логопеда представляется возможность проводить речевые упражнения на сопряженно-отраженном виде речи, ответах на конкретные вопросы, беззвучном артикулировании, шепоте, ритмизованной речи (стихотворениях и прозе). Тренировка правильной речи проводится в разных условиях: из разных положений (сидя, стоя, в движении, с места, с выходом вперед, со стула и т.д.); в процессе разной деятельности, различных занятий (лепка, рисование, счет, аппликации, родной язык); дидактических игр (лото, домино, телефон и др.). Для усложнения речевых ситуаций на логопедические занятия приглашаются посторонние, которые вначале только присутствуют, а в дальнейшем постепенно подключаются к занятиям. В конце этого периода проводится обучающее магнитофонное занятие. Индивидуальная работа с детьми, имеющими сопутствующие заиканию речевые нарушения , проводится логопедом одновременно и с первых же занятий ребенка в кабинете.

      Своеобразна работа с родителями в этот период. Логопед проводит со всеми родителями популярные лекции, беседы о заикании (сущность, причины, методы устранения), о значении и направленности логопедических занятий (разные уровни сохранной речи у заикающихся детей, задачи первого периода логопедической работы , логопедические приемы по предупреждению и устранению речевых судорог и т.д.), о роли родителей в лечебно-педагогическом процессе (консультации и лечение ребенка у врачей, домашний режим и отношение окружающих, ежедневные речевые занятия дома, ведение дневника, выполнение указаний логопеда и пр.). Общие лекции не исключают индивидуальных бесед о каждом ребенке, особенностей подхода и занятий с ним.

      Кроме этого, родители за подготовительный период должны не менее 2-3 раз присутствовать на логопедических занятиях с детьми, где им наглядно демонстрируются приемы предупреждения и преодоления речевых судорог , показываются принципы проведения логопедических занятий.

      Тренировочный период в амбулаторных условиях составляет 20- 22 занятия. Опираясь на представления и навык правильной речи, полученные ребенком на первом этапе, логопедические занятия этого периода ставят целью постепенно осваивать трудные участки речи заикающегося ребенка . Ребенок уже привык к успехам на занятиях, почувствовал, что может говорить свободно, красиво, поэтому новые задачи, которые к тому же очень постепенно реализуются логопедом, для него не будут неожиданными и чрезмерно трудными.

      На логопедическом занятии разучивается новый текст утреннего и вечернего самовнушения. В качестве речевых зарядок интенсивно используется материал предыдущих речевых занятий.

      В этот период постепенно тренируются во всех труднодоступных для заикающегося ребенка видах речи и речевых ситуациях: речевые упражнения (от ответов к спонтанной речи, от речи тихой к громкой); деятельность (от тихих занятий к подвижным и эмоциональным, от описания своих несложных действий к рассказу о предстоящем сложном комплексе действий); речевые ситуации (от усложнений ситуации внутри кабинета к сложным жизненным ситуациям). В условиях логопедического кабинета усложнение речевых ситуаций происходит за счет разнообразной деятельности ребенка и форм логопедического занятия. Лепка, рисование, аппликация, счет, родной язык, дидактические игры, подвижные игры и, наконец, ролевые и творческие игры. Последнее особенно важно для ребенка, так как полученные на занятиях навыки речи и поведения нужно перенести в жизнь.

      В этот период проводится два-три обучающих и одно сравнительное магнитофонное занятие.

      Обстановка на занятии усложняется и за счет все большей активности родителей. Вне кабинета закрепление новых навыков в основном ложится на родителей. Несколько занятий проводит логопед, а в дальнейшей он дает поручения родителям потренировать речь ребенка на прогулке, в музее, в магазине и т.д.

      Работа с родителями в этот период состоит в том, чтобы:

      1) провести для всех лекции-беседы о задачах тренировочного периода, о психологических особенностях заикающихся , о разных методах лечения заикания;

      2) для присутствующих на занятиях показать успехи детей и эффективность логопедических приемов, поручить родителям проведение занятия или его части с детьми (план и последовательность занятия предварительно продумываются логопедом и родителем);

      3) в домашних условиях родители должны следить за выполнением ребенком указаний логопеда, проводить речевые занятия , вести дневник наблюдений.

      В закрепительный период перед логопедом стоит задача продолжать закрепление правильной речи у ребенка в сложных условиях, в то же время постепенно отказаться от регулярных логопедических занятий. Этот период охватывает оставшееся время от обязательного цикла логопедических занятий (6-9 занятий). На логопедических занятиях продолжается интенсивная работа по тренировке правильной речи (рассказы, беседы, спонтанная речь и пр.) в ролевых и творческих играх, проводятся репетиции к предстоящему выпускному концерту и т.д. Вне занятий в кабинете продолжаются и интенсифицируются тренировочные речевые упражнения в различных ситуациях. Вводится следующий элемент - репетиция дома с родителями или сверстниками самостоятельного концерта. Желательно, чтобы в детском учреждении ребенок также принял участие в подготовке к предстоящему концерту.

      Заканчивается курс обязательных логопедических занятий в кабинете утренником или концертом.

      В закрепительный период работы родители посещают также логопедические занятия с детьми , принимают активное участие в их проведении, выполняют указания логопеда по закреплению у ребенка новых навыков речи и поведения в общественных местах и дома, принимают участие в подготовке выпускного концерта. Перед выпуском логопед с родителями каждого ребенка обсуждает его особенности и дает рекомендации по созданию необходимых условий для закрепления у него навыков свободной речи.

      В зависимости от результата проведенных занятий логопед дает индивидуальные указания. Детям с практически здоровой речью рекомендуются ежедневные речевые зарядки и речевые занятия дома, посещение логопедического кабинета раз в две недели, затем 1 раз в месяц, 1 раз в 2 месяца и, наконец, 1 раз в 3 месяца.

      Детям с незначительными остаточными явлениями заикания рекомендуются ежедневные речевые зарядки и занятия дома и посещение логопедического кабинета 1 раз в неделю в течение 3 месяцев. После некоторого перерыва повторить курс логопедических занятий, начиная с тренировочного периода. Для детей со значительными остаточными явлениями заикания рекомендуется стационарное лечение или занятия в специальных учреждениях. Дома - ежедневные речевые зарядки и повторные занятия с логопедом.

      В.И. Селиверстов «Заикание у детей»

      Хорошая дикция - основа четкости и разборчивости речи. Ясность и чистота произношения зависят от активной и правильной работы артикуляционного (речевого) аппарата, особенно от подвижных его частей - языка, губ, неба, нижней челюсти и глотки. Чтобы добиться четкости произношения, необходимо развивать артикуляционный аппарат при помощи специальных упражнений (артикуляционной гимнастики). Эти упражнения помогают создать нервно-мышечный фон для выработки точных и координированных движений, необходимых для звучания полноценного голоса, ясной и четкой дикции, предотвратить патологическое развитие движений артикуляции, а также снять излишнюю напряженность артикуляционной и мимической мускулатуры, выработать необходимые мышечные движения для свободного владения и управления частями артикуляционного аппарата.

    Конспект логопедического занятия с заикающимися детьми старшего дошкольного возраста на этапе вопросно -ответной речи.

    «Путешествие в волшебный лес» Лексическая тема: «Дикие животные»

    Гичко Ольга Михайловна.

    Учитель-логопед ГБДОУ детский сад № 2 компенсирующего вида Кировского района г.Санкт -Петербурга.

    Коррекционно - образовательные цели:

    1.Закрепление представления о диких животных.

    2.Активизация словаря по теме: дикие животные,

    3. Построение предложения с предлогами: в,из, на, с, за, из-за,образование притяжательных прилагательных и согласование с существительными, употребление предложного падежа существительного, подбор глагола к существительному, согласование числительных с существительным.

    4.Закрепление навыка звукового анализа слов.

    5. Закрепление знания об образе буквы.

    6.Закрепление умения правильно задавать и отвечать на вопросы полным ответом.

    Коррекционно - развивающие цели :

    1.Развитие длительного речевого дыхания, Развитие просодических компонентов речи.

    2.Развитие слухового и зрительного внимания, восприятия, памяти.

    3.Развитие оптико-пространственных представлений

    4.Развитие личностных качеств: активности, любознательности, самостоятельности, умение применять полученные знания в самостоятельной деятельности, развивать способность к самооценки.

    5.Развитие универсальных предпосылок учебной деятельности: Умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.

    6.Развитие эмоциональной сферы детей, воображение.

    7.Развитие мышечного тонуса, мимической мускулатуры.

    Коррекционно - воспитательные цели:

    1.Воспитание устойчивого интереса к занятию, инициативы, стремление к активной деятельности,

    2. Воспитание чувства товарищества-коллективизма.

    3.Воспитание гуманного отношения к диким животным.

    Оборудование:

    Магнитная доска, компьютер, фланелиграф с набором деталей по теме: « Зима»(снежинка, дерево, падает снег, сугроб,дятел,синичка)

    Аудиозапись « Зима»« Релаксационная мелодия»,

    Костюм Старичка -Лесовичка.

    Модули - пеньки, снежные комки, дорожка со следами,

    Предметные картинки с изображением диких животных

    Картинки с изображением жилища животных (нора, логово, дупло, куст.)

    Картинки с изображением эмоции: грусть, недовольство, удивление, радость.

    Картинки с изображением зайца: на пеньке, спрыгнул с пенька, в сугроб, вылез из сугроба, за деревом, из-за дерева.(для индивидуальной работы по количеству детей)

    В цветной конверт вкладывается картинки с изображением дикого животного в количестве 5 штук(волк, лиса, заяц, белка,)

    Предварительная работа:

    Знакомство с эмоциями. Работа над длительностью речевого выдоха. Закрепление навыка правильно пользоваться компьютером. Чтение художественной литературы по теме: « Дикие животные».

    Ход занятия:

    Организационный момент.

    Логопед: Ребята, давайте поздороваемся с гостями. Здравствуйте.

    А теперь вспомним как надо правильно и красиво говорить:

    1. Внимательным будь, другим не мешай сначала послушай потом отвечай.

    Проговариваем сопряжённо. Расходятся к месту. Сели на стульчики.

    2 .Релаксация под музыку.

    Логопед: Дети, посмотрите и представьте, что мы в зимнем лесу. (Включаем музыку)

    Закроем глазки и послушаем музыку.

    Музыку выключаем. Глаза открываем.

    Логопед: - Какая звучала музыка?

    Дети: Музыка звучала нежная. Музыка звучала красивая. Музыка звучала

    спокойная.

    Логопед: А что вы себе представили под звуки этой музыки?

    Изображение картинок на доске.

    Дети: Падает снег, кружатся снежинки, потрескивает мороз, шумят деревья,

    где-то пролетела птичка и т. д.

    3. Речь с движениями: «Мы пришли в зимний лес».

    Логопед: Чтобы не замёрзнуть в зимнем лесу, мы с вами погреемся.

    Мы пришли в зимний лес! Сколько здесь вокруг чудес!

    Справа березка в шубке стоит, Слева елка на нас глядит.

    Снежинки на небе кружатся. И тихо на землю ложатся.

    Вот и зайка проскакал. От лисы он убежал.

    Это серый волк рыщет, Он себе добычу ищет.

    Все мы спрячемся сейчас! Не найдет тогда он нас!

    Лишь медведь в берлоге спит, Так всю зиму и проспит.

    4.Загадки о диких животных

    Из-за елки выходит лесовичок.

    Я старичок -лесовичок по лесу хожу за порядком гляжу.

    Здравствуйте ребятки, я рад, что вы пожаловали в мои владения?

    Лесовичок.:- А вы знаете, кто живет в моем лесу? Дети:- Да!

    Лесовичок: Вам я загадаю загадки.

    Отвечать будем по одному, на кого я покажу.

    Садитесь на пенёчки и слушайте.

    1.Посмотрите-ка, какая - Вся горит, как золотая,

    Ходит в шубке дорогой, Хвост пушистый и большой. (Лиса)

    2.День и ночь по лесу рыщет, День и ночь добычу ищет.

    Ходит - бродит он молчком, Уши серые торчком. (Волк)

    3. На сучке висит грибок.Кто его повесить мог?

    Я раздвину ельник мелкий, Затаюсь - увижу … (белку).

    4.У косого нет берлоги, Не нужна ему нора.

    От врагов спасают ноги, А от голода - кора. (Заяц)

    5. Он большой и косолапый, Говорят, сосёт он лапу.

    Громко может он реветь, Что это за зверь? (Медведь). - все вместе.

    Дети отгадывают загадки.

    Молодцы. Вы хорошо умеете разгадывать загадки.

    Лесовичок: Как назвать этих животных? Дети: Дикие животные.

    Лесовичок: Почему их так называют? Дети- Они живут в лесу.

    Лесовичок: Ой, засиделся я с вами сбегаю, проведаю свои владенья и вернусь, а вы погуляете.

    5.Упражнение на дыхание Логопед: А мы подышим свежим, морозным воздухом.

    Ах! Какой воздух! Дети разводят руками и глубоко вдыхают.

    Ах! Какой морозный воздух.

    Какой прозрачный и чистый воздух! Как дышится хорошо.

    В зимнем лесу очень красиво. Все покрыто белым, пушистым снегом.

    6. Психогимнастика Цель - учить регулировать мышечный тонус, мимическую мускулатуру. (карточки с мордочками на доске)

    Логопед: Что случилось? Что кругом? Шум и гам со всех сторон это зайка прискакал.

    Он от мамы убежал.Зайка маленький, не всегда слушается, и бывает мама

    его ругает или наказывает. А когда он послушный мама его хвалит, ласкает.

    И от этого у зайки бывает разное настроение. Я буду называть вам зайкино

    настроение, а вы выберете нужную карточку.

    Логопед: Сидит зайка на пеньке и грустит:

    Опустить уголки губ вниз. Передать печальный взгляд.

    Дети показывают мимику грустного настроения

    Логопед: потерялся в лесу и не может найти свою маму, рассердился на себя.

    Ребёнок снимает нужную картинку с мордочкой.

    Дети показывают мимику сердитого настроения

    Логопед: зайка увидел знакомую белочку.

    Ребёнок снимает нужную картинку с мордочкой.

    Дети показывают мимику удивления.

    Логопед: не грусти мы с тобой поиграем и поищем маму.

    Ребёнок снимает нужную картинку с мордочкой.

    Дети показывают улыбку. Молодцы!

    7. Игра в снежки «Мы немножко отдохнём и в снежки играть пойдём»

    Логопед предлагает коробку со снежками.

    Логопед: Дети возьмём в руки снежок. Слепим комок и бросим. Отряхнём снег с рук.

    Дети выполняют движения.

    8. « Куда спрятался зайка?» (Построение предложения с предлогам: в, из, на, с, за, из-за,)(с картинками)

    Зайка побежал искать свою маму,а мы сядем за стол. Выберете себе картинки, рассмотрите. Напоминаю. Я буду спрашивать, а вы отвечать полным предложением.

    Логопед задает детям вопросы:

    Куда прыгнул твой зайчик? - Мой зайчик прыгнул в сугроб.

    Откуда вылез твой зайчик? Мой зайчик вылез из сугроба.

    Где стоит твой зайчик? - Мой зайчик стоит на пеньке.

    Откуда спрыгнул твой зайчик? - Мой зайчик спрыгнул с пенька

    Куда спрятался зайчик? - Зайчик спрятался за дерево.

    Откуда выглянул зайчик? - Зайчик выглянул из-за дерева. Умница!

    9. Игра «Чьи Следы» (образование притяжательных прилагательных и согласование с существительными)

    Лесовичок: Я,вернулся, мне нужна ваша помощь. Звери наследили по всему лесу и запутали меня. Не знаю где, чьи следы? Никого найти не могу.

    Лесовик: Выберите себе следы. Дети выбирают и встают около следов.

    Лесовичок: Чьи ты выбрал следы?

    Ребёнок - я выбрал заячьи следы.

    Лесовичок: А,чьи ты выбрал следы?

    Ребёнок - Я выбрал беличьи следы.

    Лесовик: Стас,чьи ты выбрал следы?

    Ребёнок - Я выбрал волчьи следы.

    Лесовичок: Саша,чьи ты выбрал следы?

    Ребёнок - Я выбрал лисьи следы.

    Ребята, идите по тем следам, которые вы выбрали, а мы посмотрим, куда приведут вас эти следы.

    Дети пошли по следам и остановились каждый у своего места.

    Лесовичок: Куда тебя привели лисьи следы?

    Ребёнок: Лисьи следы меня привели к лисьей норе.

    Лесовичок: Куда тебя привели беличьи следы?

    Ребёнок: Беличьи следы меня привели к дереву с беличьим дуплом.

    Лесовичок: Куда тебя привели заячьи следы?

    Ребёнок:заячьи следы меня привели к кусту.

    Лесовичок: Куда тебя привели волчьи следы?

    Ребёнок: Волчьи следы меня привели к волчьему логову.

    10.Игра « Где кто живёт?» (употребление предложного падежа существительного) (Перекрёстный опрос.)

    Логопед: Ребята, а теперь вы будете задавать друг другу вопросы про своего животного и отвечать на них.

    Дети задают вопросы друг другу.

    Саша: где живёт волк?

    Ребёнок: Волк живёт в логове.

    Стасик: Где, живёт лиса?

    Ребёнок: Лиса живет в норе.

    Устья: Где живёт белка?

    Ребёнок: Белка живёт в дупле

    Кирилл: Где прячется зайка?

    Ребёнок: Зайка прячется под кустом.

    Богдан: Где зимует медведь?

    Ребёнок: Медведь зимует в берлоге.

    11.« Кто выполняет эти действия?» (подбор глагола к существительному)

    Лесовик: Как у вас здорово получилось задавать и отвечать на вопросы. А сейчас я вас поспрашиваю.

    Логопед: Тогда подойдите к доске.

    Ребёнок отвечает и ставит картинку на доску с изображением животного.

    Лесовик: Выслеживает,бежит, воет… ребёнок….волк

    Лесовик: Крадётся, бежит, хитрит…… ребёнок …..лиса

    Лесовик: Прыгает, пугается, дрожит… … ребёнок …заяц

    Лесовик: скачет, перепрыгивает, прячется в дупл…. ребёнок …белка.

    12.« Пересчитай животных » 1,2,3,4.5.(согласование числительных с существительным

    Ребёнок -Один Волк, два волка, три волка четыре волка, пять волков.

    Ребёнок: один заяц, два зайца, три зайца, четыре зайца, пять зайцев.

    Ребёнок:одна лиса, две лисы, три лисы, четыре лисы, пять лис

    Ребёнок: одна белка, две белки, три белки, четыре белки, пять белок.

    13 «.Выдели звук в слове»

    Логопед: Лесовичок,а у вас есть школа в лесу?

    Лесовичок: Да! Я скоро пойду в неё учиться.

    Логопед: Мы тоже готовимся к школе. Уже умеем различать звуки в слове.

    Вспомним.Какие гласные звуки вы знаете. Дети отвечают: А,о, у, и,э, ы.

    Посмотри на доску. Логопед: Это кто? Ребёнок - волк.

    Логопед: Какой гласный звук в слове: волк.

    Ребёнок: В слове волк один гласный звук о

    Логопед: Это кто? Ребёнок - лиса.

    Логопед: Какие гласные звуки в слове: лиса.

    Ребёнок: В слове лиса два гласный звука и, а.

    Логопед: Это кто? Ребёнок - мишка.

    Логопед: Сколько гласных звуков в слове: мишка.

    Ребёнок: В слове мишка два гласных звука: и, а

    Логопед: Это кто? Ребёнок - зайка.

    Логопед: Сколько гласных звуков в слове: зайка.

    Ребёнок: В слове зайка два гласных звука а, а.

    14.Компьютерная игра «Собери из букв слово »

    Лесовик: Ребята, давайте узнаем,как занимаются в лесной школе. В школе есть учитель крокодил,зовут его Кроко. Он умный и добрый.

    Разделимся на две команды.

    Логопед: Соберите из букв, слово лисичка. А Лесовичок посмотрит, чья команда справится быстрее?

    Ребёнок нажимает на правильную букву. Молодцы! Мы поиграли со словом лисичка.

    15. «Составь предложение со словом» : л исичка, заяц, волк, белка, медведь.

    Логопед: Лесовичок, мы умеем придумывать свои предложение со словом лисичка.

    Дети: Лисичка догоняет зайца. Зайка прячется от лисы. Белка на ветке

    грызёт орешки. Волк выслеживает добычу.

    Логопед: Какое предложение вам больше всего понравилось?

    16.Релаксация под музыку. « Волшебный сон»

    Логопед: Мы пройдём на волшебную полянку. Ложитесь, закройте глаза и

    слушайте музыку. Дети ложатся на ковер, закрывают глаза и расслабляются под музыку.

    Логопед: Представьте,вы лежите на теплом песке. Вам хорошо и приятно.

    Дыхание ровное, спокойное.Вы чувствуете теплые лучики солнца. Лучики

    согревают ваши руки, ноги, лицо. Один из лучей коснулся ваших губ и

    нарисовал вам улыбку. Вам приятно от этих прикосновений. Вы ощущаете

    себя частью природы. Эту улыбку вы пронесете и подарите своим друзьям.

    Потяните руки вверх, вдохните и откройте глаза на счет «три». Ваша прогулка

    была чудесной. Сели. Потянулись. Встали.16.Итог. Где вы, побывали? Что вам понравилось? Молодцы! Вы хорошо занимались. Вам лесовичок оставил под ёлочкой подарочки.

    You have no rights to post comments

    Анна Вахрушева
    Конспект занятия по коррекции заикания у детей старшего дошкольного возраста «Зоопарк»

    Тема : «Зоопарк »

    Цели :

    Образовательные : научить расслабляющим упражнениям, правильному дыханию, формировать навыки самостоятельной речи.

    Воспитательные : формировать способность умения перевоплощаться, воспитывать доброе отношение к животным.

    Коррекционные : совершенствовать общую и мелкую моторику, развитие мышц артикуляционного аппарата.

    Оздоровительные : создание радостной комфортной обстановки, развитие дыхания, правильной осанки, координации движений.

    Оборудование : картинки с изображением животных, колыбельная песенка.

    Ход занятия:

    1. Оргмомент

    Логопед : Здравствуйте, ребята, садитесь.

    2. Сообщение темы

    Логопед : Назовите животных, которых вы видите на картинке (белка, обезьяна, жираф, белый медведь, волк, слон)

    Скажите, пожалуйста, где мы сможем увидеть сразу всех этих животных? зоопарке )

    Правильно, мы сегодня с вами отправляемся в зоопарк .

    3. Динамическое упражнение «Походка»

    Логопед : я вам буду показывать картинку с изображением, а вы показываете как тот, кто изображен на картинке передвигается (мальчик- идем, зайчик – прыгаем, птица – размахиваем руками имитируя взмахи крыльев, лиса - крадемся, медведь- ходьба в перевалку на внешней стороне стопы, цапля – стоим на одной ноге).

    4. Артикуляционная гимнастика

    А) звукоподражание. Все звуки произносятся на медленном выходе.

    Логопед : я называю животное, а вы изображаете как оно подает голос (тигр – р-р-р, змея – ш-ш-ш, жук –ж-ж-ж, комар – з-з-з, лошадка – цоканье).

    Б) Упражнение «Хоботок»

    Логопед : мы подошли к клетке со слоном, вытяните губы «хоботком» . Напряглись губы. А теперь они стали мягкими ненапряженными (рот слегка приоткрыт, губы расслаблены) .

    Логопед : слушайте и делайте как я.

    Подражаю я слону :

    Губы «хоботком» тяну.

    А теперь их отпускаю

    И на место возвращаю.

    Губы не напряжены

    И рассла- а- бле-ны…

    В) упражнение «Лягушки»

    Логопед : внимательно смотрите, как я буду делать следующее упражнение. (Логопед показывает движение губ, соответствующее артикуляции звука И. Фиксирует внимание детей на напряжении и расслаблении губ)

    Логопед : а теперь слушайте и делайте как я.

    Вот понравилось лягушкам :

    Тянем губы прямо к ушкам!

    Потяну и перестану

    И не, сколько не устану!

    Губы не напряжены

    И рассла- а- бле-ны…

    5. Массаж лица «Комарик»

    Логопед : маленький комарик летает и садится на наше лицо, давайте прогоним его. Повторяйте все движения за мной. Комарик сел на носик, (проводим кулачками по крыльям носа, комарик сел на лобик (всеми пальцами провести по лбу от середины лица, комарик сел на щечку (пальцами погладить щеки сверху вниз 4 раза, комарик сел на ушки (растереть ладошками уши ) . Комарик улетел.

    6. Игра «Доскажи словечко»

    Логопед : я загадываю загадку, а вы должны досказать словечко.

    *Кто в лесу зимой холодной

    Ходит злющий и голодный?

    Кто в зайчатах знает толк?

    Догадались? Это … (волк)

    *Этот зверь какой –то странный,

    Шея, как стрела у крана.

    Чтобы ртом достать до трав,

    Вдвое сложится … (жираф)

    *На носу у него вырос рог,

    И зовут все его … (носорог)

    *По реке плывет бревно,

    Ох, и злющее оно!

    Тем, кто в речку угодил,

    Нос откусит … (крокодил)

    7. Релаксация.

    Логопед :

    Очень долго мы гуляли

    И немного мы устали,

    Мы уходим со двора

    И зверятам, и ребятам

    Спать пора, спать пора. (Звучит колыбельная)

    8. Итог занятия :

    Логопед : большое спасибо, ребята. Зверята остались довольны знакомством с вами, а вы? (ответы детей ) .

    Конспект индивидуального логопедического занятия

    по коррекции заикания на тему: «Цветик – семицветик»

    Цели занятия:

      познакомить со сказкой В.П. Катаева «Цветик-семицветик»

      тренировать речевое дыхание;

      формировать умения по распознаванию цвета предметов; развивает внимание по распознаванию цвета предметов;

      развивать внимание, мышление, воображение, расширять словарный запас;

      способствовать воспитанию чувства доброты и отзывчивости;

      закреплять навык свободной от запинок речи на этапе вопросно-ответной формы речи;

      работать над плавностью речи, темпом, ритмом;

      развивать фонематический слух;

      развивать координацию общую и мелкую моторику;

      закреплять навык релаксации по контрасту с напряжением;

      формировать навыки самостоятельной речи.

    Оборудование:

    Зеркало, макет цветик - семицветик, изображения облаков, свеча, изображение контура свечи на листе бумаги, цветные прямоугольники, разноцветные кружки с цифрами, игрушка – пианино, бумажные бабочки на верёвочках.

    Организационный момент

    Логопед: Посмотри, какие интересные облака над нами. Вот спустилось к нам необычное облачко.

    Логопед читает стихотворение:

    С ребёнком перед зеркалами выполняют мимические упражнения согласно тексту и картинкам (облакам).

    Вот облачко весёлое

    Смеётся надо мной:

    Зачем ты щуришь глазки так?

    Какой же ты смешной!

    А вот другое облачко

    Расстроилось всерьёз:

    Его от мамы ветерок

    Вдруг далеко унёс.

    И вдруг по небу грозное

    Страшилище летит

    И кулаком громадным

    Сердито мне грозит.

    А маленькое облачко

    Над озером плывёт,

    И удивлённо облачко

    Приоткрывает рот.

    Н.А. Екимова

    Логопед: Прежде чем мы с тобой перед тем к основной части занятия нам необходимо расслабится и поэтому мы сейчас, поиграем с тобой в игру «Волшебный сон». Закрыв глаза, внимательно слушай и про себя повторяй мои слова и выполняй мою инструкцию.

    Реснички опускаются…

    Глазки закрываются…

    Мы спокойно отдыхаем…(Два раза)

    Сном волшебным засыпаем…

    Дышится легко…ровно…глубоко…

    Наши руки отдыхают…

    Ноги тоже отдыхают…

    Отдыхают…засыпают…(Два раза)

    Шея не напряжена

    И рассла-а-бле-на…

    Губы чуть приоткрываются…

    Все чудесно расслабляется. (Два раза)

    Дышится легко…ровно…глубоко

    Длительная пауза. Ребенок выводится из «Волшебного сна»:

    Мы спокойно отдыхали.

    Сном волшебным засыпали…

    Громче. Быстрее. Энергичнее:

    Хорошо нам отдыхать!

    Но пора уже вставать!

    Крепче кулачки сжимаем,

    Их повыше поднимаем.

    Потянуться! Улыбнуться!

    Открыть глаза и встать!

    Логопед: Все закончилась игра. Ты немного отдохнула, успокоилась, расслабились твои руки, ноги, все тело. А также расслабились губы и нижняя челюсть.

    Ход занятия

    Логопед: Сегодня, я тебе расскажу замечательную сказку Валентина Петровича Катаева «Цветик Семицветик».

    Итак, сказка начинается. Жила - была девочка Женя. Однажды мама послала ее в магазин за баранками. Купила девочка баранки и отправилась домой. Но по дороге незаметно к ней пристала незнакомая собака. И, пока Женя по сторонам зевала, вывески читала, собака все баранки съела.

    Ах, вредная собака! – закричала Женя и бросилась ее догонять.

    Собаку не догнала, а вот сама заблудилась. Испугалась девочка, заплакала. Вдруг. Откуда ни возьмись, появилась старушка. Она пожалела Женю, привела ее в свой садик и сорвала с грядки очень красивый цветик - семицветик, примерно такой, как этот. (Показ цветка) Старушка подарила девочке цветик - семицветик и сказала, что он может исполнить любое ее желание, стоит лишь сорвать один из лепестков, бросить его и сказать:

    Лети, лети лепесток

    Через запад на восток,

    Через север, через юг,

    Возвращайся снова в круг.

    Лишь коснёшься ты земли,

    Быть, по-моему вели.

    Вели, чтобы сделалось то-то или то-то. И этот тотчас сделается.

    Женя вежливо поблагодарила старушку, которая вдруг куда-то исчезла, затем оторвала желтый лепесток, кинула его и сказала: (Слова)

    Вели, что бы я была дома с баранками!

    Логопед: И начиная с этого места, я позволю себе внести изменения в сказку.

    Но наш цветик – семицветик не сразу будет выполнять желания девочки, а лишь после того, как мы выполним задание, записанное на обратной стороне лепестка.

    Логопед: И так начинаем наш путь по сказке.

    Ребёнок отрывает от цветка лепесток и произносит слова:

    Лети, лети лепесток

    Через запад на восток,

    Через север, через юг,

    Возвращайся снова в круг.

    Лишь коснёшься ты земли,

    Быть, по-моему вели.

    Логопед: А сейчас переверни лепесток и прочитай, что на нем написано. Загадочный .

    Это означает, что ты должна угадать предмет по описанию сочетания цветов.

    Загадки :

      Кругла, а не месяц, желта, а не масло, с хвостом, а не мышь. (Репа )

      Сам алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз )

      Белая морковка зимой растет. (Сосулька )

    Логопед : Молодец. Отгадала все загадки.

    И в тот же миг Женя очутилась дома, а в руках – связка баранок!

    Девочке захотелось поставить такой чудесный цветок в любимую мамину вазочку. Но она нечаянно разбила ее на мелкие кусочки.

    Женя поскорее оторвала красный лепесток, бросила его и прошептала...

    Лети, лети лепесток

    Через запад на восток,

    Через север, через юг,

    Возвращайся снова в круг.

    Лишь коснёшься ты земли,

    Быть, по-моему вели.

    Логопед : И так отрывай красный лепесток. И прочитай его название. Радужный .

    Это означает, что тебе нужно назвать все цвета радуги по порядку. (Вспоминается предложение подсказка «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»)

    (Выкладывает прямоугольники по цветам ).

    Не успела она сказать заветные слова, как черепки сами собой поползли друг к другу и стали срастаться.

    Пошла Женя во двор. А там мальчишки играют: представляют, будто они на Северном полюсе находятся, на льдинках. Девочка попросилась, чтобы мальчишки взяли ее в игру, но те не согласились, прогнали Женю.

    И не нужно. Я и без вас на Северном полюсе сейчас буду. Только не на таком, как ваш. А на всамомделешном. – оторвала синий лепесток и сказала...

    Логопед : Снимай синий лепесток. Прочитай, как он называется Вычислительный .

    Задание: «Расшифруй и реши пример». Пользуясь кодом, нужно заменить разноцветные кружки соответствующими цифрами и решить получившиеся примеры.

    И девочка оказалась на Северном полюсе. Как была, в летнем платьице, с голыми ногами, а там мороз сто градусов! А тут еще из-за льдин вышли семь белых медведей! Женя испугалась. Заплакала, но слезы превратились в сосульки и повисли на носу. Как на водосточной трубе.

    Не помня от страха. Девочка схватила обледеневший пальчиками цветик – семи цветик, и вырвала зеленый лепесток и закричала что есть мочи… (Проговаривание слов)

    Вели. Чтобы я снова оказалась в своем дворе!

    Логопед : Снимай зеленый лепесток и прочитай, что на нем написано. Воздушный .

    Задание: - Обведи карандашом контур по точкам, и ты узнаешь, какой предмет изображен.

    Ребенок проводит карандашом по точкам.

    Логопед попутно задаёт вопросы:

      Какого цвета у тебя карандаш?

      В каком направлении ты соединяешь точки?

      В какую сторону свернул карандаш? И т.д.

      Какой предмет получился? (Свеча)

    Логопед: Эта свеча нарисована на листе, а с помощью волшебных слов мы её можем превратить в настоящую. Закрой глаза и произнеси волшебные слова:

    Рекс, пэкс, фэкс.

    В это время логопед ставит на стол зажженную свечу.

    Логопед: Открой глаза и посмотри, что произошло. Давай подуем на огонёк, чтобы он затанцевал. Будем дуть посильнее - огонёк будет вальсировать, подуем слабее - огонёк будет танцевать тихонько.

    (Ребёнок выполняет упражнение)

    Логопед: И вот с нашей помощью Женя снова очутилась во дворе. Мальчишки не поверили. Что она была на настоящем северном полюсе. Девочка обиделась на них и ушла играть в соседний двор.

    Пришла, видит – у девочек разные игрушки. У кого коляска. У кого мячик, у кого прыгалка у кого велосипед. Тут Женя взяла такая досада. Что она оторвала оранжевый лепесток и сказала…(слова) вели, чтобы все игрушки. какие есть на свете, были мои!

    Логопед: И ты сними оранжевый лепесток. И прочитай, как он называется. Музыкальный .

    Сейчас мы будем сочинять коротенькие мелодии. Я играю, а ты повторяешь. Начнем с клавиши обозначенной буквой … (ребёнок называет букву на клавише. Задание выполняется 5 раз.)

    Вот какие у нас получились необычные мелодии.

    Логопед: Игрушки повалили к Жене со всего света. Их оказалось так много. Движение в городе остановилось. Постовые милиционеры влезли на фонари и не знали, что им делать.

    Довольно, довольно! И в ужасе закричала. Женя, хватаясь за голову.

    я пошутила! Мне совсем не надо столько игрушек. Я боюсь..

    И тогда девочка оторвала фиолетовый лепесток. Кинула и быстро сказала…

    Вели, чтобы все игрушки убрались обратно в магазины!

    Логопед: Сорви фиолетовый лепесток. Как он называется, прочитай. Дыхательный .

    Задание: Подуть на бабочек и сказать на выдохе другое название цветов, которые мы сегодня не называли на занятие (Например: васильковый, бирюзовый, малиновый и т.д.)

    И тотчас все игрушки исчезли.

    Посмотрела Женя на свой цветик и видит, что остался всего один лепесток.

    Вот так штука! Шесть лепестков, оказывается, потратила, и никакого удовольствия. Ну, ничего! Впредь умнее буду.

    Логопед: А на что бы ты потратила последний лепесток?

    (Ответ ребенка)

    Наверно, и последний лепесток Женя потратила бы без пользы. Если бы не познакомилась с одним мальчиком. Мальчик был очень симпатичный. У него были большие синие глаза, и сразу было видно, что он не драчун. Его звали Витей. И он был хромой, поэтому не мог играть вместе с другими детьми. «Это на всю жизнь», - сказал Витя.

    Ах, какие пустяки ты говоришь! – воскликнула Женя и оторвала последний голубой лепесток, на минутку прижала его к глазам, затем разжала пальцы и запела тонким голосом, дрожащим от счастья…(слова)

    Вели чтобы Витя был здоров!

    Логопед: Сними последний лепесток и прочитай, что на нем написано Сказочный .

    Задание: «Назвать сказки, в названии которых встречается какой – либо цвет, и показать соответствующий прямоугольник». («Иван – царевич и серый волк», «Красная шапочка», «Серая шейка», «Синяя борода, !Аленький цветочек», «Петушок – золотой гребешок», «Волшебник Изумрудного города».)

    И в туже минуту мальчик вскочил со скамьи, стал играть с Женей в салки и бегал так хорошо, что девочка не могла его догнать, как ни старалась.

    Логопед: Скажи чему учит эта сказка? (Делать добро хорошим людям гораздо приятней, чем думать только о себе. Нужно учиться быть чутким и отзывчивым.)

    Итог:

    Логопед: Вот и закончилось наше путешествие, Ты очень хорошо справилась со всеми заданиями. Поделись, пожалуйста, своими впечатлениями.

    Конспект занятия на этапе развития и закрепления навыков свободной речи с обучающимися второго класса.

    Тема «Произнесение коротких фраз, выразительность речи».

    Оборудование:

    1. Орфографические словарики.
    2. Индивидуальные карточки со стихотворением О. Дриз «Добрые слова».
    3. Индивидуальные карточки с текстом рассказа Н. Носова «Незнайка и

    старичок».

    1. Серия сюжетных картин «В автобусе».

    Цели:

    1. Закрепление навыков правильного речевого дыхания.
    2. Снятие напряжённости мышц органов артикуляции.
    3. Воспитание навыков плавной, слитной речи.
    4. Закрепление умения делать паузы после коротких предложений.
    5. Тренировка в произнесении фраз с различной интонацией.
    6. Отработка умений и навыков точно, чётко, правильно усваивать и

    передавать информацию.

    1. Тренировка в диалогической речи.
    2. Формирование активной позиции в коллективе и активной роли в

    процессе общения.

    1. Воспитание внимания, переключаемости, вежливости.

    Ход занятия.

    1. 1. Релаксация «Волшебный сон».
    2. 2. Упражнение на тренировку голоса и дыхания «Часы».

    Дети следят за рукой логопеда и чётко произносят: «Тик-так». Рука внизу - голос тихий, рука поднимается - голос становится громче.

    1. 3. Повторение изученных правил речи:
    • Дети коллективно произносят выученный стишок о правилах речи:

    Мы спокойны всегда!

    Говорим всегда красиво, смело и неторопливо.

    Ясно, чётко говорим, потому что не спешим.

    Паузы мы соблюдаем, звук ударный выделяем.

    • Повторение и закрепление изученных правил речи:

    Сначала подумай, что ты хочешь сказать.

    Сделай лёгкий вдох через улыбку.

    Сразу начинай говорить.

    В каждом слове выделяй ударный гласный звук.

    Короткие предложения говори на одном выдохе и делай паузу.

    1. 4. Общение короткими фразами.

    Логопед.- Сегодня мы с вами постараемся вспомнить правила поведения. То, как же следует себя вести в общественных местах и что полагается говорить в разных ситуациях.

    • А сейчас послушайте стихотворение «Добрые слова»:

    Добрые слова не лень

    Повторять мне

    Трижды в день.

    Только выйду за ворота,

    Всем идущим на работу,

    Кузнецу, ткачу, врачу

    «С добрым утром!» я кричу.

    «Добрый день!» кричу я вслед

    Всем идущим на обед.

    «Добрый вечер!» так встречаю

    Всех домой спешащих к чаю.

    Скажите, какие добрые слова вам ещё известны? (Дети перечисляют слова приветствия и прощания: здравствуйте, рад Вас видеть! До свидания, до встречи, спокойной ночи, доброй ночи; слова благодарности и похвалы: спасибо, благодарю, молодец, очень приятно; слова, которыми сопровождаются просьбы и обращения: пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, если Вас не затруднит).

    А сейчас прочитайте стишок вслух, соблюдая правила речи. (Дети читают стихотворение по очереди).

    Прочитайте слова - приветствия. («С добрым утром!», «Добрый день!», «Добрый вечер!»).

    С какой интонацией они произносятся? (С восклицательной).

    А с какой ещё интонацией мы можем произносить слова и фразы? (С утвердительной и с вопросительной).

    Давайте поупражняемся в произнесении коротких фраз с разной интонацией.

    Солнце светит ярко (.!?) Я выучил домашнее задание (.!?) В лесу много грибов и ягод (.!?)

    Ты поздравил бабушку с праздником (.!?) В саду расцвела сирень(.!?) Наташа помогла маме вымыть посуду (.!?)

    • Логопед. - Поработаем с орфографическим словарём. Откройте словарь на букву М. Прочитайте седьмое слово (магазин). - Составьте с ним предложение.

    Откройте словарь на букву А. прочитайте первое слово (абажур). Составьте с ним

    предложение.

    Откройте словарь на странице 212. Прочитайте двадцатое слово снизу (купить).

    Составьте с ним предложение.

    Откройте словарь на букву Б. Прочитайте слово семнадцатое снизу (бабушка).

    Составьте с ним предложение.

    Составьте предложение из всех четырёх слов.

    • Беседа по серии сюжетных картин «В автобусе». Детям предлагается отвечать на вопросы полными ответами.

    Логопед. - Кого вы видите на картине? (На картине мы видим двух девочек).

    Как зовут девочек? (Дети называют девочек).

    Где происходит действие? (Действие происходит в автобусе).

    Кто вошёл в автобус? (В автобус вошла старушка).

    Что она сделала? (Она встала рядом с девочками.).

    Что сделала Катя, когда увидела старушку? (Катя уступила место бабушке).

    Что при этом сказала Катя? (Катя сказала: «Садитесь, пожалуйста».

    Как поступила Катя? (Катя поступила вежливо, уважительно).

    Какой её можно назвать? (Катю можно назвать воспитанной, примерной).

    • Физкультминутка (движение с речевым сопровождением).

    Шёл по берегу петух.

    Поскользнулся, в речку - бух!

    Будет знать петух, что впредь

    Надо под ноги смотреть!

    • Чтение рассказа Н. Носова про Незнайку.

    Сначала рассказ читает логопед, а дети следят по индивидуальным карточкам.

    Незнайка и старичок.

    Незнайка брёл куда глаза глядят. Вдруг он увидел, что какой-то старичок отбивается зонтиком от собаки. Незнайка бросился на помощь, оттащил собаку, усадил старика на скамейку и сказал: «Отдохните, пожалуйста!»

    Тут произошло чудо! Старичок превратился в волшебника и, протягивая Незнайке волшебную палочку, промолвил: Вот ты и совершил три хороших поступка: спас меня от собаки, предложил отдохнуть и сказал «Пожалуйста».

    После этого дети читают рассказ по цепочке.

    Затем читают по ролям.

    Логопед. - Какой первый хороший поступок совершил Незнайка? (Незнайка спас старичка

    от собаки).

    Какой второй? (Незнайка предложил старичку отдохнуть).

    Какой третий? (Незнайка сказал старичку «Пожалуйста».

    А какие добрые поступки совершаете вы? (Дети рассказывают о том, как они

    помогают взрослым в доме, во дворе, в огороде. О том, как заботятся о младших

    братишках и сестрёнках. Как выручают своих товарищей. Как заботятся о

    животных и помогают зимой птицам).

    Какие добрые слова вы говорите? (Дети перечисляют слова приветствия и

    прощания, слова благодарности и похвалы, слова, которыми сопровождаются

    просьбы и обращения).

    • Игра «Угадай предмет».

    Один ученик задумывает вещь из комнаты или на улице. Дети задают вопросы:

    Эта вещь есть в нашей комнате? -Какой она величины? -Какой формы? -Из чего эта вещь сделана? -Как она служит людям?

    5. Итог занятия.

    Логопед отмечает успехи каждого ребёнка. Кто-то говорил плавно, соблюдал паузы. Кто-то быстро всё запомнил, был очень активным. Кто-то говорил лучше, чем на прошлом занятии и т. д.

    error: