Виды тактики в лыжных гонках. Тактика в лыжных гонках. Г) да, но только в начале каждой партии

Общая схема проведения занятий по лыжной подготовке ос­тается такой же, что и в предыдущих классах. Обучение элемен­там лыжной подготовки строиться с учетом возросших функциональных возможностей организма учащихся. Для этого постепенно увеличивается длина дистанций, проходимых с рав­номерной и переменной интенсивностью преимущественно на среднепересеченной местности. Чаще, чем в средних классах, применяются эстафеты и различные соревнования (табл. 20).

Паузы, возникающие во время отдыха, заполняются малоинтенсивными упражнениями, с закреплением ра­нее изученной техники передвижения на лыжах. Для этого используются спуски с гор, отработка элементов техники лыж­ных ходов в медленном темпе, обращается особое внимание на координацию движений и правильность их выполнения.

Интервалы отдыха после интенсивной работы устанавливают­ся таким образом, чтобы частота пульса снизилась примерно до 130 уд./мин. Скорость, увеличивается не сразу, она повышается постепенно от урока к уроку. Учитель указывает учащимся на конкретные участки дистанции, где необходимо повысить скорость.

Учащихся учится равномерно распределять силы для прохождения всей дистанции, что позволит улучшить функциональные возможности их организма. Программный материал по лыжной подготовке Табл 20

Основная направ­ленность

На освоение тех­ники лыжных хо­дов

Переход с одновре­менных ходов на по­переменные. Преодо­ление подъемов и препятствий. Про­хождение

дистанции до 5 км (девушки) и до 6 км (юноши)

Переход с хода на ход в зависимости от ус­ловий дистанции и состояния лыжни. Элементы тактики лыжных гонок: рас­пределение сил, лиди­рование, обгон, фини­ширование и др. Про­хождение дистанции до 5 км (девушки) и до 8 км (юноши)


1.4.6. Элементы единоборств

В средней школе учащиеся закрепить ранее освоен­ные, а также изучают новые приемы борьбы лежа и стоя. Резуль­татом обучения и критерием обученности является умение вести учебную схватку (табл. 21). Как и в 8-9 классах, широ­ко применяется материал по видам единоборств для разносторон­него развития координационных (ориентирование в пространстве, быстрота реагирования и перестроения двигательных действий, равновесие, вестибулярная устойчивость, способность к произ­вольному расслаблению мышц, дифференцирование силовых па­раметров движения) и кондиционных (силовых, силовой вынос­ливости, скоростно-силовых) способностей. В этот период усили­вается сопряженное совершенствование сложной техники единоборства и развитие соответствующих координационных и кондиционных способностей.

Освоение программного материала, содержащее элементы единоборств, осуществляется в сочетании с другими разделами программы, прежде всего гимнастики. Учи­тывая ограниченность времени, выделяемого на базовую часть для глубокого освоения этого вида, используются внеклассные и самостоятельные за­нятия. Наряду с юношами раздел единоборств осваивают и девушки, проявившие к этому интерес. Таблица 21

Программный материал по элементам единоборств

Основная направ­ленность

На освоение тех­ники владения приемами

Приемы самостраховки. Приемы борьбы лежа и стоя. Учебная схватка

На развитие коор­динационных спо­собностей

Пройденный материал по приемам единобор­ства, подвижные игры типа «Сила и ловкость», «Борьба всадников», «Борьба двое против дво­их» и т. д.

На развитие сило­вых способностей и силовой вынос­ливости

Силовые упражнения и единоборства в парах

На знания о физи­ческой культуре

Самостоятельная разминка перед поединком. Правила соревнований по одному из видов единоборств. Влияние занятий единоборствами на развитие нравственных и волевых качеств. Техника безопасности. Гигиена борца

На освоение орга­низаторских уме­ний

Умение судить учебную схватку одного из видов единоборств

Самостоятельные занятия

Упражнения в парах, овладение приемами страховки, подвижные игры. Самоконтроль при занятиях единоборствами

1.4.7. Плавание

В нашей школе есть условия для проведения уроков плавания и поэтому, продолжается этап углубленного закрепления пройденного материала, направленного на приобре­тение навыка надежного и длительного плавания в глубокой во­де. Одновременно с этим включаются новые элементы по осво­ению прикладного плавания (табл. 22),обучение проводится, соблюдая правила безопасности.

С девушками и юношами, которые в силу ряда причин не освоили навыки плавания, использовать программный материал предыдущих классов. Организуются дополнительные заня­тия во внеурочное время. Учащиеся, достигшим хороших резуль­татов, можно получают задания по овладению плаванием всеми спор­тивными способами. Разнообразят материал элементами фигурно­го плавания (для девушек), водного поло (для юношей), включаются игры и эстафеты на воде.

В 10-11 классах усиливается акцент на использование вод­ных процедур и занятий плаванием для укрепления здоровья и для закаливания, на формирование умений осуществлять закали­вающие процедуры с дошкольниками и младшими школьниками Таблица 22 . Программный материал по плаванию

Основная направ­ленность

10-11 классы

На закрепление изученных спосо­бов плавания

Плавание изученными спортивными способами

На освоение пла­вания прикладны­ми способами

Плавание на боку, брассом, на спине. Плава­ние в одежде. Освобождение от одежды в воде

На развитие вы­носливости

Плавание в умеренном и попеременном темпе, до 600 м. Проплывание отрезков 25-100 м по 2-6 раз

На развитие коор­динационных спо­собностей

Специально подготовительные, общеразвивающие и подводящие упражнения на суше. Эле­менты и игра в водное поло (юноши), элемен­ты фигурного плавания (девушки)

На знания о физи­ческой культуре

Биомеханические особенности техники плава­ния. Правила плавания в открытом водоеме. Доврачебная помощь пострадавшему. Техника безопасности при занятиях плаванием в откры­тых водоемах и в бассейне

На овладение организаторскими спо­собностями

Выполнение обязанностей судьи. Основы мето­дики и организации занятий с младшими школьниками

Самостоятельные занятия

Упражнения по совершенствованию техники плавания и развитию двигательных способнос­тей. Самоконтроль при занятиях плаванием

1.5. ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА

Материал вариативной части, связанной с региональными и национальными особенностями, и время на его освоение опре­деляют республиканские и областные органы образования. Дру­гую составляющую вариативной части определяет сам учитель по согласованию с дирекцией школы. При выборе материала вари­ативной части предпочтение было отдано спортивным играм, так, как игры оказывают разностороннее воздействие на организм занимающихся, и, кроме того, исторически сложилось в нашем районе именно развитие таких спортивных игр, как волейбол, баскетбол. Немалую популярность и универсальность по всесторонне развивающему физическому воздействию имеют такие игры, как, «Русская лапта», футбол, бадминтон, настольный теннис. Все эти игры нашли свое место в вариативной части программного материала.

ЧАСТЬ II

ФИЗКУЛЬТУРНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ

МЕРОПРИЯТИЯ В РЕЖИМЕ УЧЕБНОГО ДНЯ

В части II программы представлены цели и задачи, содержа­ние, организационно-методические указания физкультурно-оздо­ровительных мероприятий в режиме учебного дня.

К ним относятся: гимнастика до учебных занятий, физичес­кие упражнения и подвижные игры на удлиненных переменах.

Учащиеся 10-11 самостоятельно проводят гимнастику до учебных занятий с учащимися 1-7 классов.(Подробнее см. материал части II для 5-9 классов данной программы.)

ЧАСТЬ III . ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

Данный раздел программы объединяет содержание внекласс­ных форм физического воспитания: в спортивных секциях, груп­пах общей физической подготовки. Содержание занятий в раз­личных формах внеклассной работы определяется с учетом пола и интересов.

Для спортивных секций материал по общей физической под­готовке является единым. Материал по специальной физической подготовке представлен в программе отдельно по основным ви­дам спорта.

Группы общей физической подготовки

Общеразвивающие упражнения без предметов и с предмета­ми, на гимнастических снарядах, акробатические упражнения, прыжки в высоту и в длину с разбега, со скакалкой; метание мяча, оздоровительная ходьба и бег; подвижные игры; спортивные игры; упражнения ритмической гимнастики; передвижение на лыжах, коньках, велосипеде и др. – 83 -

Спортивные секции

Общая физическая подготовка. Упражнения для развития фи­зических способностей: скоростных, силовых, выносливости, ко­ординационных, скоростно-силовых. Специальная подготовка и освоение техники по отдельным видам спорта.

Гимнастика . Девушки: опорный прыжок боком (конь в ши­рину, высота 110 см); акробатика - два кувырка вперед, перека­том назад стойка на лопатках, переворот в сторону; висы и упо­ры; брусья разной высоты, наскок в упор, перемах правой в упор верхом, вис лежа на бедрах, вис присев, подъем рывком вперед в упор, спад в вис лежа, соскок; равновесие (бревно) - упор присев, стойка на носках, шаги польки, полушпагат, повороты, соскок, прогнувшись с поворотом.

Юноши: опорный прыжок ноги врозь (конь в длину, высота 125 см); акробатика - кувырок вперед, назад, два переворота в. сторону, стойка на голове и руках силой; висы и упоры - пе­рекладина: подъем разгибом, оборот в упоре, мах дугой в вис, махом назад соскок; брусья - из размахивания в упоре махом вперед угол, силой согнувшись, стойка на плечах, махом вперед соскок поворотом.

Классификационная программа категории Б (юноши и де­вушки).

Бадминтон . Передвижение; техника ударов, тактика игры. Комплексы упражнений общего воздействия на организм занимающегося, специальные упражнения с ракеткой и воланом. Одиночная, парная, смешанная игра.

Легкая атлетика . Кроссы, бег на короткие и длинные дис­танции; прыжки в длину и в высоту с разбега; тройной прыжок; бег с барьерами; метание гранаты; толкание ядра; передача эста­феты.

Баскетбол . Броски в корзину - одной рукой от плеча с мес­та, в движении, в прыжке, сверху крюком, одной рукой снизу, сверху вниз и добивание двумя руками сверху; финты; индиви­дуальные, групповые и командные тактические действия в напа­дении и защите; двусторонняя игра.

Волейбол . Подачи - нижняя прямая, верхняя прямая, пере­дачи - верхняя, верхняя в прыжке; нападающие удары - пря­мой, прямой с переводом, боковой; блокирование; прием снизу двумя руками, одной рукой; тактические действия в нападении и защите - индивидуальные, групповые и командные; двусто­ронняя игра.

Футбол . Передвижения и прыжки; удары по мячу серединой подъема, с полулета, внутренней и внешней частью подъема, внут­ренней и внешней стороной стопы, носком; удары головой - лбом; удары боковой частью стопы, серединой подъема, голенью, головой, грудью; финты; тактические

- 84 –

приемы в нападении ин­дивидуальные, групповые и командные действия; игра вратаря - при ловле низких, полувысоких, высоких мячей, отбивание, вбрасывание, выбивание, учебная игра.

Борьба . Приемы самостраховки. Способы борьбы лежа. Пере­ворачивание захватом руки сбоку, шеи из-под плеча и дальней руки, переворачивание захватом шеи и туловища снизу, перево­рачивание захватом в рычаг. Приемы борьбы стоя - бросок рыв­ком за пятку, задняя подножка, бросок через бедро, бросок с за­хватом обеих ног, учебная схватка.

Хоккей . Бег короткими шагами, длинными, перебежкой; тор­можения, остановка и повороты; ведение шайбы - с перекла­дыванием клюшки, толчком клюшки, без отрыва клюшки; брос­ки шайбы - без поворота и с поворотом крюка, подкидка шай­бы, удар по шайбе; остановка шайбы - крюком клюшки, туловищем, коньком; финты; приемы силовой борьбы - оста­новка (или толчок) соперника грудью, плечом, отбор шайбы; тактические приемы в нападении и защите - индивидуальные, групповые, командные действия; технические приемы игры вра­таря; двусторонняя игра.

Настольный теннис . Удары мяча - без вращения, с нижни­ми и верхними вращениями; тактические приемы - атакующего против защитника, защитника против атакующего; парная игра.

Ритмическая гимнастика . И. п. - о. с, ноги врозь. Движе­ния головы вправо, влево, вверх, вниз. Поочередное и одновре­менное поднимание плеч с подниманием на носки. Поднимание рук в стороны-вверх с

одновременными круговыми вращениями кистей рук и подниманием на носки на каждый счет. Поворот туловища вправо и влево с одновременным подниманием рук в стороны. Полуприседы со сведением колен и прижатием согну­тых рук в локтях предплечьями перед собой Наклоны прогнуто­го туловища вперед с одновременным подниманием одной руки вперед, другой - в сторону. Наклоны туловища с одновремен­ным сгибанием одноименной ноги с различными положениями рук. Круговые движения таза с одновременными круговыми дви­жениями туловища. Высокое, многократное и поочередное под­нимание согнутых в коленях ног. Бег на месте и в разнообраз­ных направлениях с одновременными различными движениями рук. Прыжки на двух ногах с поворотом таза в стороны. Упраж­нения на расслабление. Лежа на полу с опорой на предплечья

махи ногами. Из положения, лежа на спине касание ногами по­ла за головой. Бег прыжками, танцевальными шагами, движени­ями рук, поворотами туловища и т. д. Упражнения на расслаб­ление. Дыхательные упражнения. - 85-

Туристическая подготовка . Ежегодно проводится не менее че­тырех походов, в том числе один поход продолжительностью не менее двух дней с ночлегом в полевых условиях.

Ориентирование по карте и без нее, разбивка бивуака в раз­ных климатических условиях, преодоление реки (оврага) по на­весной переправе, спасательные работы. Выполнение нормативов III и II спортивных разрядов по туризму.

Военно - прикладная подготовка . Метание гранаты (310 г) в цель (окоп) и на дальность; гранаты (600 г) из окопа (укрытия); гра­наты (1070 г) в контур мишени № 12 (танк). Преодоление по­лосы препятствий; стрельба из пневматической и малокалибер­ной винтовки; марш-броски на 6 и 10 км; ориентирование на местности и движение по азимуту.

ЧАСТЬ IV

ФИЗКУЛЬТУРНО - МАССОВЫЕ И СПОРТИВНЫЕ

МЕРОПРИЯТИЯ

В часть IV программы включено содержание общешкольных физкультурно-массовых и спортивных мероприятий: ежемесяч­ных дней здоровья и спорта, внутришкольных соревнований, ту­ристических походов и слетов, физкультурных праздников.

Цель этих мероприятий - пропаганда физической культуры и спорта, приобщение школьников к систематическим занятиям физическими упражнениями и видами спорта, подведение ито­гов физкультурно-спортивной работы, активный отдых

Дни здоровья и спорта . Массовые показательные выступления, конкурсы, соревнования по видам физических упражнений, включенных в настоящую программу, и другие мероприятия ак­тивного отдыха. Соревнования по отдельным видам спорта (внутришкольные, матчевые встречи, городские и районные со­ревнования).

Туристические походы и слеты .

Физкультурные праздники . Аттракционы, соревнования по специальным программам и др.

Выполнение комплексной программы обеспечивает не­обходимый объем двигательной активности учащихся (табл. 23)

– 86 -

Таблица 23

Объем двигательной активности учащихся

Ежеднев­ный объем времени занятий, ч

Физкультурно-оздоровительные мероприятия

Уроки фи­зической культуры в неделю, ч

Внекласс­ные формы занятии: спортивные секции, кружки фи­зической культуры, группы ОФП в не­делю, ч

Общешкольные мероприятия

Само­стоя­тельные занятия, мин

Гимнастика до учебных занятий, мин

Подвижные перемены, мин

Участие в со­ревно­ваниях в учеб­ном году, кол-во раз

Дни здо­ровья и спорта

Ежемесячно

Ежемесячно

Пояснительная записка ………………………………………. 1

РАЗДЕЛ 1. 1-4 КЛАССЫ

Задачи физического воспитания учащихся 1-4 классов … 3

Уровень развития физической культуры учащихся,

оканчивающих начальную школу …………… 3

Часть I . Уроки физической культуры …………… 7

Цели и задачи 7

Организационно-методические указания …………… 7

    Распределение учебного времени на

различные виды программного материала (сетка часов)

при трехразовых занятиях в неделю ……………10

    Базовая часть содержания программного материала … . 11

Основы знаний о физической культуре, умения

и навыки, приемы закаливания, способы

саморегуля­ции и самоконтроля.…. 11

    Подвижные игры 13

    Гимнастика с элементами акробатики 14

    Легкоатлетические упражнения 18

    Лыжная подготовка 21

    Плавание 22

1.5. Вариативная часть содержания программного материала 23
Часть II . Физкультурно - оздоровительные мероприятия в

режи­ ме учебного и продленного дня 2 3

Часть III . Внеклассная работа 24

Часть ГУ . Физкультурно - массовые и спортивные мероприятия 26

РАЗДЕЛ 2. 5-9 КЛАССЫ

Задачи физического воспитания учащихся 5-9 классов 27

Уровень развития физической культуры учащихся,

оканчи­вающих основную школу 28

Часть I . Уроки физической культуры 32

    Цели и задачи 32

    Организационно-методические указания 33

занятиях в неделю ………………….36

    Базовая часть содержания программного материала …… 37

Основы знаний о физической культуре, умения и навыки, приемы закаливания, способы саморе­гуляции и самоконтроля 37

    Спортивные игры 40

    Гимнастика с элементами акробатики 44

    Легкая атлетика 47

    Лыжная подготовка 49

    Элементы единоборств 50

1.4.7.Плавание 51

1.5. Вариативная часть содержания программного материала 53
Часть II . Физкультурно - оздоровительные мероприятия в

режи­ ме учебного и продленного дня 53

Часть III . Внеклассная работа 54

5-7 классы 54

8-9 классы 55

Часть ГУ . Физкультурно - массовые и спортивные мероприятия .. 57

РАЗДЕЛ 3. 10-11 КЛАССЫ

Задачи физического воспитания учащихся 10-11 классов.............. 58

Уровень развития физической культуры учащихся, оканчивающих среднюю школу 59

Часть I . Уроки физической культуры 63

    Цели и задачи 63

    Организационно-методические указания 65

    Распределение учебного времени на различ­ные виды

программного материала (сетка часов) при трехразовых

занятиях в неделю 68

    Базовая часть содержания программного материала 69

Основы знаний о физической культуре, умения и навыки,

приемы закаливания, способы саморегу­ляции и самоконтроля 69

    Спортивные игры... 72

    Гимнастика с элементами акробатики 75

    Легкая атлетика ". 77

    Лыжная подготовка 80

    Элементы единоборств 81

    Плавание 82

      Вариативная часть содержания программного материала 83

      Часть П . Физкультурно - оздоровительные мероприятия в режиме

учебного дня 83

Часть III . Внеклассная работа 83

Часть ГУ . Физкультурно - массовые и спортивные мероприятия 86

Гид Team Russia поможет вам разобраться со всем, что связано с лыжными гонками.

Лучшие атлеты в лыжных гонках объединены в сборную команду страны. Принадлежность к тому или иному спортивному клубу в большинстве случаев не является определяющей. Главные старты в лыжных гонках: Кубок мира, чемпионат мира (проходит раз в два года) и Олимпийские игры (раз в четыре года).

Кубок мира

В формате, более или менее похожем на нынешний, Кубок мира появился в 1981 году, объединив крупнейшие старты планеты - главным образом, конечно, Европы. Кубок мира традиционно стартует в Лапландии в конце ноября, а заканчивается в середине марта в шведском Фалуне. За этот период спортсменов ждёт более 30 стартов.

За победу в гонке начисляется 100 баллов, за второе место - 80, за третье - 60 и так далее, до 30 места. Баллы идут в общий зачёт Кубка мира. В конце сезона спортсмену, заработавшему больше всего кубковых баллов, вручается Большой хрустальный глобус. За победу в спринтерском зачёте вручается Малый спринтерский хрустальный глобус, за победу в дистанционном (только длинные гонки) зачёте - Малый дистанционный хрустальный глобус. К вопросу о дисциплинах мы ещё вернёмся.

Именно старты Кубка мира - главные гонки в календаре спортсменов. На них они ориентируются при подготовке к чемпионатам мира и Олимпийским играм. Можно сказать, это гоночная и профессиональная база атлета.

Тур де ски

Входит в зачёт Кубка мира, но выведен в отдельную очень престижную номинацию. Впервые был проведён в 2006 году по образцу велосипедных многодневок: 9 дней, 7 гонок, один-два этапа обычно спринтерские, остальные - дистанционные. Проходит в центральной Европе: Германия, Австрия, Швейцария, Италия, Чехия. Существует общий зачёт, система очковых модификаций и промежуточных бонусных отметок. Очки идут в общий зачёт Кубка мира, но за победу на гонке дают лишь 50 баллов, зато в итоговом общем зачёте очки удваиваются.

Чемпионат мира

Чемпионат мира по лыжным видам проходит раз в два года, обычно в феврале, и включает всю программу дисциплин: спринт, командный спринт, индивидуальную гонку, скиатлон (ранее - масс-старт на 30 км), эстафету и лыжный марафон. Результаты на чемпионатах мира не трансформируются в очки зачёта Кубка мира - спортсмены бьются только за медали.

Олимпийские игры

Игры для лыжника-гонщика похожи на чемпионат мира - те же шесть гонок и такая же система. Игры проходят раз в четыре года, поэтому олимпийская медаль - самая ценная награда для любого спортсмена. Впрочем, выиграть общий зачёт Кубка мира, вероятно, даже сложнее.

Марафонская серия Ski Classic

Эта элитная серия включает в себя несколько классических европейских лыжных марафонов с историей. Тут нет национального деления, зато есть деления спортсменов на команды - как в профессиональном велоспорте. Почти все марафоны проводятся классикой и бегут её последние годы модным и быстрым даблполингом (одновременным бесшажным). Среди самых известных марафонов: Марчалонга, Васалоппет, Сгамбеда.

Ещё есть марафоны, объединённые в серию Worldloppet, которые проводятся по всему миру - от Америки до Японии. И российский аналог - Russialoppet, но все эти три серии не попадают на российское телевидение.

Дисциплины в лыжных гонках

Спринт. Состоит из квалификации и финальной части. В финальную часть попадает 30 лучших спортсменов из квалификационного забега, длительностью как правило 1,5 километра. Финальная часть разделена на четвертьфиналы, полуфиналы и финал. В каждом четвертьфинале бежит по шесть человек, то есть всего пять забегов. По результатам четвертьфинального забега напрямую в полуфинал проходят двое быстрейших из каждого забега и ещё двое лучших по времени среди занявших места ниже второго - лакилузеры (luckylosers). В полуфинале действует такая же формула, в финале побеждает быстрейший.

Командный спринт. Проводится в основном два раза по ходу кубкового сезона, а также на чемпионатах мира и Олимпийских играх. Команды формируются из двух представителей одной национальной сборной. В рамках командного спринта участники проходят по три спринтерских этапа, сменяя друг друга. Дисциплина с реальным спринтом имеет мало общего, поэтому здесь хорошо себя чувствуют стайеры и даже марафонцы - нужно много скоростной выносливости.

Гонка с раздельным стартом (индивидуальная гонка). Проводятся довольно часто и на разных дистанциях. На чемпионатах мира и Олимпийских играх традиционная дистанция для индивидуальных гонок - 10 км для женщин и 15 км для мужчин, однако в рамках этапов Кубка мира и многодневок дистанция может варьироваться.

Гонка преследования. Проводится на «Тур де ски» и ещё один раз в конце кубкового сезона на шведской мини-многодневке. Гонщики стартуют по времени, показанном на гонке с раздельным стартом.

Скиатлон. Гонка с массовым стартом, где половина дистанции проводится классическим стилем, а другая половина - свободным, со сменой лыж в специальной транзитной зоне. Мужчины бегут 15 км классическим стилем и 15 км коньковым. Женщины - 7,5 + 7,5. Во время многодневок дистанция зачастую короче.

Масс-старт. Традиционные гонки с общим стартом, где большая группа спортсменов стартует в одно время и преодолевает определённую дистанцию. Самая популярная гонка с общего старта - марафон, однако существует и множество других гонок на другие, более короткие дистанции, в основном в рамках многодневок.

Эстафета. Командная гонка, в каждой команде по четыре спортсмена. Два этапа проходят классическим стилем, два свободным. Самый распространённый формат дистанции для женщин - 4 х 5 км, для мужчин - 4 х 10 км.

Последовательность движений в полуконько­вом ходе следующая Лыжник скользит на опор­ной ноге (лыже). Лыжа толчковой ноги подно­сится к опорной и ставится на снег так, чтобы ботинок находился рядом и чуть впереди ботин­ка опорной ноги.

ЭЛЕМЕНТЫ ТАКТИКИ ЛЫЖНЫХ ГОНОК - РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СИЛ ПО ДИСТАНЦИИ, ОБГОН, ЛИДИ­РОВАНИЕ И ФИНИШИРОВАНИЕ 8-9 КЛАСС

Распределение сил по дистанции - этим так­тическим умением лыжник овладевает на всем протяжении обучения. Темп в учебных забегах и гонках учащиеся выбирают с учетом своей физической подготовленности. Важно научить занимающихся выбирать оптимальную скорость передвижения, хорошо отрабатывать это умение на отрезках лыжных трасс со средней сорев­новательной скоростью.

ПЕРЕХОД С ХОДА НА ХОД В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УСЛОВИЙ ДИСТАНЦИИ И СОСТОЯНИЯ ЛЫЖНИ 8-9 КЛАСС.

Напом­ним, что ответы на вопросы, где и в каких условиях применяется тот или иной ход, были даны и объяснены при изучении техники лыж­ных ходов. Рельеф местности и состояние лыж­ни меняются на дистанции многократно. Поэтому лыжник должен уметь без потери скорости пере­ходить с одного хода на другой. Вначале пояс­ним применение ходов на лыжне, не подготов­ленной для конькового хода.

ПЕРЕХОД С ОДНОВРЕМЕННЫХ ХОДОВ НА ПОПЕРЕМЕННЫЕ 8-9 КЛАСС

Переход с одновременным выносом рук (рис. 3, 1 - 7). После отталкивания двумя руками, выпрямляясь, лыжник выносит руки впе-ред (1, 2). Далее отталкивается ногой, например правой, и переносит массу тела на другую ногу; в это время ставит на снег правую палку (3, 4). С толчком левой ноги лыжник отталкивается правой палкой, перенося массу тела на правую ногу (5, 6, 7), ставит на снег левую палку и далее идет попеременным ходом. При переходе с разноименным выносом рук с первым шагом лыжник выносит разноименную руку и далее идет попеременным ходом.

ПОПЕРЕМЕННЫЙ ЧЕТЫРЕХШАЖНЫЙ ХОД.ПЕРЕХОД С ПОПЕРЕМЕННЫХ ХОДОВ НА ОДНОВРЕМЕННЫЕ.ВЫХОД СО СКЛОНА И ПРЕОДОЛЕНИЕ КОНТРУКЛОНА. 8-9 КЛАСС

Приме­няется на равнине и подъемах малой крутизны при плохой опоре на палки, а также при пере­ходах с одного хода на другой. Цикл движений состоит из четырех скользящих шагов. С первыми двумя шагами палки пооче­редно выносятся вперед, с последними произ водятся поочередные отталкивания палками. Скользящие шаги выполняются так же, как и в попеременном двухшажном ходе. Палки выно­сятся вперед прямолинейным движением, что способствует сохранению и увеличению скорости скольжения за счет силы инерции маха. По коор­динации этот способ является одним из самых сложных (рис. 1, 1 -8).

ЛЫЖНАЯ ПОДГОТОВКА В 8-9 КЛАССАХ

Уроки лыжной подготовки в 8-9 классах отличаются прежде всего тренировочной направ­ленностью. Чтобы успешно подготовиться к сда­че учебных нормативов, юношам и девушкам необходимо на учебной лыжне вы­полнить достаточно большой объем тренировоч­ной работы, в основном переменной интенсив­ности. Об этом красноречиво свидетельствуют учебные нормативы.

ЛЫЖНЫЕ ОДНОДНЕВНЫЕ ПОХОДЫ С ДЕТЬМИ В ЛЕС

Мы приняли решение, сегодня отправляемся в лес на весь день кататься на лыжах, ребенка обязательно берем с собой, особенно если ему уже исполнилось пять лет. В следующий раз он послужит для нас взрослых прекрасным мотиватором, поскольку это путешествие ему однозначно понравится. Необходимо только все правильно организовать, опыт по катанию можно приобретать непосредственно в лесу на лыжне .


    :: игры на лыжах::
      Подвижная игра на лыжах «Занять место»
      Играющие передвигаются на лыжах в 1,5 – 2 м друг за другом по замкнутому кругу. Водящий идёт за кругом в противоположную сторону, подаёт команду «Стой!» Дотрагивается до палки одного из лыжников и продолжает быстро двигаться по кругу. По сигналу все останавливаются, а игрок, осаленный водящим, быстро бежит по кругу в том же направлении. Каждый стремится занять свободное место. Не успевший занять свободное место становится водящим, игра продолжается.
      Правило. При перебежке нельзя мешать играющим.

      Подвижная игра: «Нападение акулы»
      Игра проводится на ограниченной площадке. Из числа наиболее сильных участников выбирается «акула» (водящий). Все остальные участники (рыбки) снимают палки, ставят их в центре площадки и разбегаются. По сигналу «акула» начинает ловить «рыбу». Тот, кого осалит «акула», становится «акулёнком». Он берёт свои палки и тоже начинает ловить «рыбу». Игра заканчивается, когда поймают последнюю «рыбку». Салить игроков можно только рукой.

      Подвижная игра: «Салки на горке»
      Эта игра аналогична игре в салки, но проводится на горке. Основное назначение игры – совершенствование выполнения спусков, поворотов, торможений и подъёмов.

      Подвижная игра: «Казаки-разбойники»
      На площадке отмечается «тюрьма», которая должна располагаться около стены (забора). Все играющие делятся на две группы («казаки» и «разбойники»). Разбойники разбегаются по площадке и через 1 мин казаки начинают их ловить. Осаленного разбойника казак отводит в тюрьму. Разбойник идёт сам и не сопротивляется, а казак его лишь сопровождает. Если во время сопровождения казак убежит, не доведя разбойника до тюрьмы, тот считается свободным. В тюрьме разбойники располагаются вдоль стены и не могут перемещаться. Хотя бы один казак должен находиться в тюрьме, т.к. разбойники могут выручать сидящих в тюрьме. Если свободный разбойник забежит в тюрьму и осалит сидящего там разбойника, то становится свободным. При этом освободившийся тоже может освобождать других разбойников. Игра заканчивается, когда всех разбойников посадят в тюрьму.

      Подвижная игра: "Охотники и утки на лыжах"
      Содержание. Игра проводится на ограниченной площадке, за пределы которой выезжать нельзя. Выбирается несколько охотников, остальные – утки. По сигналу утки «разлетаются» по площадке. По второму сигналу – охотники выходят на «охоту». У одного игрока в руках мяч. Бросать его можно только с места. Другой игрок подъезжает к отскочившему мячу и с этого места бросает мяч. Игра продолжается до тех пор, пока не «перестреляют» всех уток. Осаленная утка уходит за пределы площадки.

      КОНСПЕКТ урока физической культуры по лыжной подготовке в 8 классе


      КОНСПЕКТ урока физической культуры по лыжной подготовке в 5 классе


      Конспект игрового урока лыжной подготовки в 5 классе


Основная направ­ленность Классы
На освоение тех Переход с одновре- Переход с хода на ход
ники -лыжных хо менных ходов на по- в зависимости от ус-
дов переменные. Преодо- ловий дистанции и
ление подъемов и состояния лыжни.
препятствий. Про- Элементы тактики
хождение дистанции лыжных гонок: рас-
до 5 км (девушки) и пределение сил, лиди-
до 6 км (юноши) рование, обгон, фини-
ширование и др. Про-
хождение дистанции
до 5 км (девушки) и
до 8 км (юноши)
Основная направ­ленность Классы
На знания о фи­зической культуре Правила проведения самостоятельных занятий. Особенности физической подготовки лыжника. Основные элементы тактики в лыжных гонках. Правила соревнований. Техника безопасности при занятиях лыжным спортом. Первая по­мощь при травмах и обморожениях

Элементы единоборств

В средней школе учащиеся должны закрепить ранее освоенные, а также изучить новые приемы борьбы лежа и стоя. Результатом обучения и критерием обученное является умение вести; учебную схватку (табл. 21). Как и в 8-9 классах, следует широ­ко применять материал по видам единоборств для разностороннего развития координационных (ориентирование в пространстве, быстрота реагирования и перестроения двигательных действий, равновесие, вестибулярная устойчивость, способность к произ­вольному расслаблению мышц, дифференцирование силовых па­раметров движения) и кондиционных (силовых, силовой вынос­ливости, скоростно-силовых) способностей. В этот период усили­вается сопряженное совершенствование сложной техники единоборства и развитие соответствующих координационных и кондиционных способностей.

Для освоения программного материала можно отводить время всего урока или включать элементы единоборств при прохождении материала других разделов, прежде всего гимнастики. Учитывая ограниченность времени, выделяемого на базовую часть для глубокого освоения этого вида, следует использовать часть вариативной части, а также внеклассные и самостоятельные занятия. Наряду с юношами раздел единоборств могут осваивать девушки, проявившие к этому интерес.

Таблица 21 1

Программный материал по элементам единоборств

Основная направ­ленность Классы
На освоение тех­ники владения приемами Приемы самостраховки. Приемы борьбы лежа и стоя. Учебная схватка
Основная направ­ленность Классы
10 11
На развитие коор­динационных спо­собностей Пройденный материал по приемам единобор­ства, подвижные игры типа «Сила и ловкость», «Борьба всадников», «Борьба двое против дво­их» и т. д.
На развитие сило­вых способностей и силовой вынос­ливости Силовые упражнения и единоборства в парах
На знания о физи­ческой культуре Самостоятельная разминка перед поединком. Правила соревнований по одному из видов единоборств. Влияние занятий единоборствами на развитие нравственных и волевых качеств. Техника безопасности. Гигиена борца
На освоение орга­низаторских уме­ний Умение судить учебную схватку одного из видов единоборств
Самостоятельные занятия Упражнения в парах, овладение приемами страховки, подвижные игры. Самоконтроль при занятиях единоборствами

Плавание

В школах, где есть условия, продолжается этап углубленного закрепления пройденного материала, направленного на приобре­тение навыка надежного и длительного плавания в глубокой во­де. Одновременно с этим включаются новые элементы по осво­ению прикладного плавания (табл. 22). Уроки по плаванию мож­но чередовать с уроками по другим разделам, вести их в виде отдельных курсов, а также выносить за сетку учебных занятий и проводить в открытых водоемах, соблюдая правила безопасности.

Мы продолжаем цикл зимних материалов про лыжи и лыжные гонки. Сегодня расскажем вам об устройстве этого интересного и близкого по духу нам, северным людям, мира. Как ни крути, лыжи это главная зимняя национальная забава и вид физической активности. И намекнуть, что лыжные гонки смотреть очень интересно, особенно зрелищны короткие дистанции и масстарты.

26 ноября в финской Руке стартует очередной профессиональный лыжный сезон, очередной розыгрыш Большого Хрустального Кубка Мира. Современные лыжные гонки имеют весьма большую зрительскую аудиторию, особенно в странах Скандинавии и бывшего СССР. Довольно популярны лыжные гонки в США, северной Италии, южной Франции и южной Германии, других странах центральной, восточной и северной Европы. Однако далеко не все понимают, что к чему в мире большого лыжного спорта. Многие смотрят лыжи и задаются одними и теми же вопросами: «А что это за старт?»; «А что он получит за победу?»; «Что это еще за Кубок Мира?» и так далее. В этой статье мы попробуем ответить на самые популярные вопросы о лыжных гонках и ввести читателей в курс дела.

Главные гонки сезона

Ежегодно в различных уголках земного шара проводятся тысячи и тысячи различных соревнований по лыжным гонкам, однако далеко не все попадают на телевизионные экраны. Определенный набор стартов с 1981 года объединили в Кубок Мира. Также в сезоне 16/17 нас ждет Чемпионат Мира, который проводится раз в два года. В 2017-м году мировое первенство по лыжным видам спорта пройдет в финском Лахти в конце февраля – начале марта. Довольно зрелищной и приковывающей внимание является серия Ski Classics, состоящая преимущественно из марафонских дистанций, проводящаяся на территории Европы. Наверняка многие слышали о легендарной Марчалонге и не менее легендарном Васалоппете – их вы также сможете увидеть в этом сезоне. В России тоже есть своя официальная марафонская серия – Russialoppet. Марафонский сезон стартует невской классикой в конце января, а завершится в конце апреля на Байкале. Помимо вышеперечисленного, проводятся различные континентальные кубки, международные соревнования и так далее, но их увидеть на экранах практически невозможно.

Есть ли правила в лыжных гонках?

Правила есть. Не только соревнования лыжников, но и все остальные соревнования с присутствием в них лыж курирует международная федерация лыжного спорта (FIS, далее ФИС). Не только беговые лыжи, но и горные, прыжки на лыжах с трамплина и северное двоеборие (прыжки на лыжах и гонка преследования по результатам прыжка). Собственно, ФИС диктует правила и следит за их выполнением, и наказывает за их нарушения. Самым частым предметом спора в лыжных гонках является нарушение заданного стиля. Лыжные гонки проводятся в двух стилях – в классическом и в свободном. Классический стиль, иными словами, преодоление дистанции по заранее подготовленной лыжне, когда лыжи двигаются строго параллельно друг другу (за исключением очень крутых подъемов, когда забежать в подъем можно только "елочкой", но без элемента скольжения). Свободный стиль (коньковый, движение как при езде на коньках) более силовой и быстрый относительно классического. Таким образом, на стартах, проводящихся классическим стилем, некоторые спортсмены могут схитрить или случайно подработать коньковыми движениями на не просматриваемом участке, что может стать предметом последующих споров и возможных санкций.

Виды лыжных гонок Старты различаются не только стилем передвижения, но и регламентом и дистанциями. Рассмотрим их более подробно.

Спринт. Спринт состоит из квалификации и финальной части. В результате квалификации в финальную часть проходят 30 спортсменов, после чего они сражаются друг против друга контактно. Финальная часть разделена на четвертьфиналы, полуфиналы и финал. В четвертьфиналах представлено 5 забегов по 6 участников в каждом. По результатам четвертьфинального забега напрямую в полуфинал проходят двое быстрейших из каждого забега, а также еще двое лучших по времени среди занявших места ниже второго. В полуфинале все по аналогии, в финале выигрывает быстрейший.

Командный спринт. Проводится в основном два раза по ходу сезона, а также на Чемпионатах Мира и Олимпиаде. Команды формируются из двух представителей одной сборной. В рамках командного спринта участники сборной проходят по три спринтерских этапа по очереди каждый. Зачастую на 1, 3 и 5 этапе бежит спортсмен, который хорошо чувствует себя в дистанционных видах, в то время как на 2, 4 и 6 этапе бежит чистый спринтер, который будет финишировать и добывать победу.

Гонки с раздельным стартом (индивидуальные гонки). Проводятся довольно часто и на разную дистанцию. В рамках Чемпионата Мира и Олимпиады традиционной дистанцией для разделок является 10 км для женщин и 15 для мужчин, однако в рамках этапов Кубка Мира и многодневок эта дистанция может варьироваться как в более короткую, так и в более длинную сторону.

Гонки преследования. Проводятся в основном в рамках многодневок и представляют собой старт через определенный интервал, когда каждый из гонщиков стартует по времени, показанном на гонке с раздельным стартом.

Скиатлон. Старт, где половина дистанции проходится классическим стилем, а другая половина –свободным со сменой лыж. Традиционной дистанцией для Чемпионата Мира и Олимпиады является 7.5+7.5 км у женщин и 15+15 км у мужчин, однако по аналогии с гонками с раздельным стартом в рамках многодневок дистанция скиатлона меняется.

Масстарт. Традиционные гонки с общим стартом, где огромная группа спортсменов стартует в одно время и преодолевает определенную дистанцию. Самой популярной гонкой с общего старта является марафон, однако существует и множество других гонок на другие, более короткие дистанции, в основном в рамках многодневок. Эстафета. Традиционные командные гонки с четырьмя участниками в одной команде. Два этапа проходят классическим стилем, два свободным. Самый распространенный формат для женщин 45 км, для мужчин 4 10 км.

Что такое Кубок Мира

Кубок Мира – это гонка длиной в сезон, состоящая из девяти этапов, а также трех многодневок: трехдневный Скандинавский тур, Тур де Ски и Финал Кубка Мира. Всего же в календаре Кубка Мира сезона 16/17 как у мужчин, так и у женщин запланировано по 32 старта. За каждый из стартов спортсмен получает очки. За победу на старте в рамках этапа Кубка Мира спортсмен получает 100 очков. За второе место 80, третье 60, далее 50, 45, 40, 36, 32 и так далее. Очки получают первые 30 мест. На этапах многодневок очки так же получают первые 30 мест, но за победу уже начисляется не 100, а 50 очков. За второе место 46, за третье 43 и так далее. Однако за итоговый результат в многодневке очки удваиваются относительно очков за победу на этапах Кубка Мира, а на Тур де Ски и вовсе тридцатка лучших получает очки с коэффициентом 4. Помимо этого на отдельных стартах имеются бонусные очки, которые получает первая десятка гонщиков на определенной отсечке по ходу гонки. Побеждает в общем зачете Кубка Мира тот, кто набрал большее количество очков. Но также есть и еще два зачета – это спринтерский Кубок Мира и дистанционный Кубок Мира. В зачет спринтерского Кубка Мира входят все спринтерские старты сезона, за исключением командного спринта. В зачет дистанционного Кубка Мира входят все старты сезона, за исключением спринтерских и эстафет.

Что такое Тур де Ски

Тур де Ски является уже традиционной, неотъемлемой частью Кубка Мира. Впервые Тур де Ски прошел в сезоне 2006/2007, после чего уверенно закрепился в календаре Кубка Мира и ежегодно собирает огромную зрительскую аудиторию. В сезоне 16/17 Тур де Ски будет состоять из семи этапов, из которых лишь один будет спринтерским. Соревнования в рамках Тур де Ски побывают в Швейцарии, Германии и Италии, а закончится Тур подъемом на гору в Валь ди Фьемме. Основными преимуществами, а также тем, что приковывает зрителей к экранам являются плотный график стартов, где семь этапов Тур де Ски проходят за девять дней, а также необычный формат этих стартов, который делает борьбу на каждом этапе максимально динамичной. Ну и, конечно, не стоит забывать о финальном подъеме, который является уникальным действом в современных лыжных гонках.

Бойня в Альпах

Профиль финального подъема на Тур Де Ски – Альпе Чермиз**

**Элементы тактики в лыжных гонках

Элемент тактики есть, но он довольно прозрачен. К примеру, в эстафетах есть так называемая «убегающая тактика», где сборная делает упор на первые этапы, ставя туда сильнейших своих представителей с целью убежать от других команд, которые делают ставку на финиш. В индивидуальных гонках представители тренерского штаба сборной зачастую выпускают двух спортсменов на разных типах мази для лыж, чтобы проверить, какая из них лучше работает и дает преимущество в текущих погодных условиях, или чтобы избежать массового провала, жертвуя тем самым шансами одного из спортсменов. Похожие трюки проворачивают и в рамках марафонов, где часто происходит смена лыж по ходу дистанции. Но лыжные гонки не велосипед и даже не триатлон – "посидеть" на колесе, тратя в среднем на 25% меньше усилий, чем впереди идущий, не выйдет. В аспекте лидирования элемент тактики отсутствует. Но зато есть элемент закрытия коридора и лазейки для проезда корпусом – почти как в велоспорте или легкоатлетических забегах на манеже.

Где и как смотреть лыжные гонки

Канал Eurosport покажет весь Кубок Мира и Чемпионат мира и трансляции начнутся уже в грядущие выходные. Главными стартами сезона являются Чемпионат Мира и Тур де Ски, однако в сезоне 16/17 третий по значимости старт пройдет на территории Российской Федерации. В марте Тюмень примет финал Кубка Мира. Если вы хотите увидеть сильнейших лыжников планеты своими глазами, то Тюмень – это уникальный шанс воплотить эту цель в жизнь.

Осталось только дождаться выходных и старта сезона у профессиональных лыжников. А мы будем освещать и анализировать важнейшие старты сезона 2016/2017. Отличного вам зимнего сезона!

error: